Дрессировщик жуков'' стал революционером в мультипликации

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Limon.ee
Copy
Жук. Иллюстративное фото
Жук. Иллюстративное фото Фото: Kaidi Pass

Первому российскому мультфильму стукнуло 100 лет. В эти выходные отмечается юбилей отечественной анимации. 8 апреля 1912 года в Москве показали первый кукольный фильм "Прекрасная Люканида, или война усачей и рогачей". Автор этого и нескольких десятков лучших мультфильмов 20 века Владислав Старевич стал иконой мировой анимации. Об удивительной судьбе родоначальника самого искреннего кино, - задумалась корреспондент Радио "Вести ФМ" Анна Щербинина.
 

"Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий", - так говорил о Владиславе Старевиче легендарный Уолт Дисней.

То, что скромный смотритель краеведческого музея из польского Вильно станет революционером в мультипликации, предположить не мог никто. Заядлый коллекционер бабочек, жуков и прочих насекомых, Старевич перенес свою страсть на экран. Его первый фильм, с которого началась история не только российской, но и мировой объемной анимации.

"Прекрасная Люканида, или Война усачей и рогачей" потряс зрителей, в первую очередь, натуралистичностью, - рассказывает анимационный критик Мария Терещенко.

"Я показывала своему папе, и папа не смог поверить, что это было сделано без компьютера. То есть, если сейчас такая реакция, то можно представить, какая реакция была в те годы! Люди действительно думали, что это были настоящие жуки, и Старевича называли дрессировщиком жуков", - поясняет Терещенко.

Талант мастерить диковинные вещи практически из мусора и глубокие познания в анатомии насекомых позволили режиссеру снять настоящий водевиль, роли в котором играли жуки. Молодая жена, ревнивый муж и влюбленный в нее рыцарь - типичные герои мелодрам того времени - даже в лице насекомых вызывали у зрителей сильные эмоции. Свою уникальную технологию создания персонажей Старевич держал в строжайшем секрете. В съемочный павильон, пристроенный прямо к дому, не пускал никого, кроме членов семьи.

"Даже сейчас техника Старевича вызывает восхищение", - говорит аниматор Гарри Бардин:

"То, что он сделал, непонятно и сегодня. Каким образом это можно было сделать? Когда сегодня все эти 3D и компьютерные технологии... А вот так вот, вручную, так изобретательно и изумительно ювелирно, это и сейчас удивительно".

Секрет Старевича в технологии покадровой анимации, которую до него не использовал никто. Режиссер мастерил своих героев из панцирей насекомых, привязывал к лапкам веревочки и заставлял их жить перед камерой. Еще одним нововведением Старевича стали подвижные лица. До 1920 года персонажи кукольной мультипликации не меняли выражения. Старевич мастерил для своих "актеров" по 150 масок с различными гримасами. В этой кропотливой работе ему помогала семья: жена Антония шила костюмы для кукол, старшая дочь Ирина работала сценаристом, кукловодом и мультипликатором, а младшая Янина играла главные роли в фильмах отца.

"Чтобы делать такие фильмы, другим требовались годы и усилия целого коллектива опытных кукловодов, но Старевич справлялся один", - рассказывает Гарри Бардин.

"Он сам и оператор, он сам и осветитель, он сам и режиссер, и, естественно, сценарист. Он совмещал в себе всё. То терпение, с которым он делал эти фильмы, оно грандиозно".

В 1919 году Старевич эмигрировал в Италию, а затем во Францию. Один из немногих российских киношников, кому за рубежом сразу предложили работу, он до конца жизни продолжал заниматься любимым делом. Дважды обладатель самой престижной кинопремии эпохи - золотой медали Розенфельда, автор первого полнометражного кукольного мультфильма и десятков короткометражек, Старевич вошел в историю мирового кино, как великий новатор. Но для российской анимации он всегда будет чем-то большим.

Ключевые слова

Наверх