Cообщи

ВИДЕО По следам Александра Македонского: таллиннский гид рассказывает, почему нужно съездить в Иран

С того дня как шах Ирана Мохаммед Реза Пехвели в 1972 году приезжал в Эстонии и ужинал вместе со своей красавицей женой в таллиннском ресторане Kännu Kukk, много воды утекло. И вот уже жители Эстонии путешествуют в Иран и ужинают в ресторанах за смешные по сравнению с нашими цены. 

Основатель Таллиннского клуба гидов Елена Матоян, объездив полмира, несколько лет назад начала делать туры в Иран. «Это страна окружена большим количеством предрассудков, однако, приезжая туда, мы быстро меняем свое мировоззрение», – говорит Лена. Иран – это километры Великого Шелкового пути, древний город Персеполис, который дотла спалил Александр Македонский, а ныне это Шираз, жемчужина древней Персии Исфахан, современный мегаполис Тегеран и колоритные базары, где, по словам побывавших там, оживают сюжеты из  сказки «Тысяча и одна ночь».

Елена Матоян уже трижды побывала в Иране, и группа всегда набирается легко. Восток манит и завораживает, здесь вроде ничего нельзя, но многое можно, нужно лишь научиться видеть полутона. И главное – путешествовать по Ирану безопасно, а местное гостеприимство стало легендарным. О том, почему надо поехать в Иран и полюбить его, рассказывает гид Елена Матоян.

– Как ты начала делать поездки в Иран?

– Я люблю делать туры легкие и веселые или необычные. Сейчас все ездят в Узбекистан, не хочу в разрекламированные места, хочу везти людей туда, куда никто не возит. Я сотрудничаю с «Клубом путешествий Михаила Кожухова» и контактирую с их гидами. В одной поездке я познакомилась с гидом Григорием из этого клуба, он делает туры в Иран, и я попросила его помочь мне. Перед первой поездкой в Иран я прочла несколько сотен отзывов и не нашла ни одного отрицательного. Мое представление об этой стране было стереотипным: террористы, страна закрытая, женщины не имеют никаких прав, но великая история, которую я более-менее знаю из школьной программы. Поговорила с Григорием, и он сказал, что я буду поражена, приехав в Иран. И я поехала вместе с небольшой группой. Он был сопровождающий, на месте познакомил с гидом - казашкой, которая замужем за иранцем более 20 лет. Она лучший гид в Иране, если бы не «Клуб путешествий», я бы ничего не узнала и вряд ли так быстро нашла бы русскоговорящего гида.

– Как я понимаю, интернета там нет?

– Есть, и когда нет никаких политических событий, даже сносно работает. Первый раз через VPN я могла загружать социальные сети. А так работает почта, какие-то сайты открываются. В этот раз интернет был целенаправленно отключен из-за протестов, у нас бы такой был интернет-детокс.

Я приехала в Иран впервые и сразу поняла, что хочу поделиться этими ошеломляющими впечатлениями с другими

– Что тебя поразило больше всего?

– Крайняя степень гостеприимства и доброжелательности. Это персы, не арабы, они шииты в отличие от остального мусульманского мира. Они очень красивые, очень спокойные – никто не пристает к тебе на улицах. Они показались мне более спокойными и в отношении религии. Ни разу не видела, чтобы кто-то где-то на улице останавливался молиться, нет призывов с минаретов. В мечетях почти никого нет, собираются только на пятничную молитву. Если ты придешь в мечеть, тебе дадут чая, кто-то может поговорить с тобой.

– На каком языке?

– На английском. на нем не очень хорошо говорят, но в крупных городах многие владеют этим языком. Если что надо, то наша гид переводит.

– Есть супермаркеты и торговые центры?

– Да, там продается прекрасная обувь, куртки, сумки, ремни, так как кожа замечательного качества. У них все свое, они же много лет живут в условиях санкций. Много автотранспорта - наверное, у всех есть местные «жигули». Пробки страшные на дорогах, ведь топливо стоит 10 центов за литр. Иранцы выращивают продукты, много чего научились делать, есть банки, банковские терминалы. Много китайских и японских машин, правда, налог большой на заграничные машины. И есть «мерседесы», потому что бывший шах Реза Пехлеви до 1973 года владел 40% акций концерна Daimler Benz, инвестировал достаточно средств в производство, поэтому немецкий автогигант выполняет свои обязательства. Поставки есть.

– «Мерседесы» стоят дорого?

– Местные говорят, что да. Получается, в два раза дороже, чем у нас. На дорогах «мерседесов» почти нет.

– Как женщины ухаживают за собой, какие косметические средства используют?

– Там много своей натуральной косметики, никаких химических отдушек. И мужчины очень за собой ухаживают: прически, маски делают, маникюр. Женские салоны, конечно же, есть. Они закрыты для посторонних глаз, с улицы ты не увидишь - надо просто знать. Заходишь, там девчонки сидят в майках, болтают. Мужчинам вход запрещен. Хамам в отелях работает в первую половину дня для женщин, во вторую для мужчин, или, если площадь позволяют, делят на мужские и женские.

– Спортивные клубы есть?

– Есть, тоже отдельные. В школах мальчики и девочки тоже отдельно учатся.

– Что с алкоголем?

– Не продается. Мы сами знаем из истории, что и на безалкогольных свадьбах находится алкоголь, видимо, и там так. В Иране растет виноград шираз, известное вино из него производят. Иранцы делают вино дома, но не афишируют. Мы были в гостях у иранской семьи, нас угощали вином и чачей собственного производства, но попросили фотографий не делать.

Алкоголь провозить опасно. Если увидят, то могут отправить назад. Можно в бутылку из-под кока-колы налить ром или коньяк и положить в багаж, чтобы было видно, что у вас за бутылка. Когда прилетаешь в Иран, то твой багаж просвечивают и могут попросить открыть бутылку. Можно в сумочку положить.

Надо сказать, что женщины там не такие уж забитые, как многие европейцы думают. Мы видели пару раз, как жены ругались на своих мужей. У иранцев не принято кричать, ссориться на людях, они ведут себя так, чтобы другим не причинять неудобств. Никто не приходит в отель в час ночи, хлопая дверьми. Они заходят тихонечко. И только в своем кругу они могут веселиться. Кстати, праздничное веселье запрещено, и в общественных местах нельзя танцевать. Это запреты религиозного правительства. В этой поездке много раз к нам подходили иранцы и говорили, что они против платков, что им хочется больше туристов, плохо, что их все боятся, что им религиозное правительство.

Я не заметила, чтобы кто-то делала замечания женщинам, которые без платка на улице или их платок практически упал с головы. Полиция нравов есть, я ее видела в первый приезд в общественных местах. В праздничные дни в мечетях ходят специальные женщины и смотрят, кто как одет, контролируют, чтобы не заходили одетые слишком вольно.

– Если полиция видит нарушения, чем это заканчивается?

– Если кто-то нарушает правила, то их сначала ведут в полицию, составляют протокол и назначают разъяснительную беседу. Читают лекцию и отпускают. Слушать лекцию обязательно. Сколько раз я была в Иране, ни один человек мне не сделал замечание, что у меня платок упал или я без него, или что рукава моего платья выше, чем нужно. И девчонки ходят в шлепках на босу ногу, ногти накрашены.

Иранцы молодцы в чем? Они бережно относятся друг к другу. Они понимают, что происходит в их стране и, осознавая, не перегибают палку. И если полицейские имеют возможность сделать вид, что ничего не заметили, они так и сделают. Отвернутся. Если ты нарушаешь правило слишком заметно, то должны принять меры. Я видела народные гуляния на площади, куда мальчишки принесли магнитофон и стали плясать. Полиция вяленько подошла, сказали, мол, нельзя, и мальчишки ушли. Никто никого не прессовал, и если бы такое случилось не в центре, а на окраине, то полиция вообще бы не вмешалась.

– Что продается в продуктовых магазинах?

– Что и у нас. Молоко, овощи, фрукты, картошка. Мы заходили в магазины, чтобы цены посмотреть, а они там сказочно низкие. В ресторанах качество еды очень хорошее. В этом году подороже все стало, если в прошлом году ужин с мясом, салатом, безалкогольным пивом обходился в 4 евро, то сейчас в 5-6 евро.

– Черная икра продается тоже?

– Есть, но не повсеместно. В Восточной части, рядом в Азербайджаном, должно ее быть больше, но мы не увидели. В меню ресторана осетр был, значит, есть и икра. В аэропорту продают, но дорого: 18 евро за 50-граммовую баночку. Слишком!

Из Ирана стоит везти антикварную посуду: на рынках столько ламп Алладина... Может, где-то есть и с настоящим джинном. Настоящие персидские ковры, конечно. Качественный ковер полтора метра на два, который прослужит вечно, стоит от 1500 евро. Мы видели на рынках ковры и 70 000 евро. Все вручную ткется. В Восточном Иране очень популярные гобелены со сценками из французской придворной жизни короля Людовика XIV, тоже ручная работа.

– Это женский труд?

– Видели только женщин. Мужчины на рынках торгуют, деньги считают, занимаются разговорами.

– Какие цены на фрукты?

– Килограмм персиков евро или чуть меньше. Они такие сочные! Я взяла пакет в 400 граммов и заплатила примерно 30 евроцентов

Меняешь 100 евро и получаешь 30 000 000 риалов. 300 000 риалов за один евро. Берешь от пачки денег сантиметр на день и покупаешь, что надо. Чтобы долго не объясняться на рынках и гида не звать, даешь продавцу 100 000 риалов, показываешь на фрукты, и он набирает тебе на эту сумму. Удобно.

– Там чисто?

– Да, никто не отравился. Правда, туалеты всегда нас приводят в большое уныние. Но я так много путешествую, и скажу, что видала намного хуже. В Иране туалет – просто дырка в полу, а поскольку иранцы постоянно моются, в туалетах все время вода, натоптано, не всегдла опрятный вид. Как правило, бумаги нет. В отелях все, как и везде, по-европейски.

– Когда ты везешь следующую экскурсию в Иран?

– Или с 23 марта по 1 апреля, или с 3 мая по 12 мая. Стоимость примерно 1100 евро, плюс билеты на самолет 500 евро, виза 80 евро и страховка 15 евро, получается 1700-1800 евро.

Мы летим через Стамбул. Как правило, в Тегеран, а улетаем из Шираза. 2,5 часа лета от Стамбула. Передвигаемся по Ирану на комфортабельных автобусах местного производства. Путешествовать там удобно. Через каждые 100 или 200 км караван-сарай, то есть постоялый двор, можно остановиться, кофе попить.

Наверх