Cообщи

ЭКСКЛЮЗИВ Есть ли Stand Up на русском в Эстонии? Однозначно, да! (1)

Антон Герасимов во время выступления на шоу Riga Stand Up. Фото: личный архив
Copy

Русскоязычный стендап в Эстонии – явление относительно новое, но стремительно развивающееся. Так, в минувшую субботу прошел классический стендап-вечер. На удивление, был аншлаг. Выступали парни и девушки из Эстонии, а также была пара более опытных стендаперов из Риги. Мне удалось пообщаться с ключевой фигурой прибалтийского стендапа – Антоном Герасимовым. Он рассказал об этом новом для нашего города веянии.

Антон Герасимов – организатор мероприятий, комик и участник объединения Riga Stand-Up и Tallinn Stand-Up. Нам удалось познакомиться с ним на русскоязычном стендап-вечере, который проходил 20 ноября в театре Von Krahl.

— В чем разница между юмористом и стендапером?

— Стендап – это такой искренний жанр, где ты по факту изливаешь свою душу: рассказываешь про то, что тебя волнует на момент сегодня, подмечаешь разные жизненные несоответствия. Например, КВН – это коллективное творчество, где присутствуют соавторы и роли примеряются на персонажей. Там ты разыгрываешь огромное количество сценок и, зачастую, присутствуешь на сцене в том или ином образе. В стендапе же это так не работает. Там пишут все сами. Никто не знает про твою жизнь и про то, что у тебя на душе, лучше тебя самого. Максимум может быть один или два камеди-бадди (товарищ на комедийном фронте) – это друзья, которые тебя очень хорошо знают, и кто может что-то посоветовать тебе со стороны, ведь действительно говорят, в некоторых моментах со стороны виднее. Главное быть самим собой и искренним, что-ли.

— Присутствует ли цензура?

— В отличие от КВН, где помимо цензуры проходит строгая редактура и отбор самых смешных номеров, в стендапе, как в самом современном жанре – «цензура у каждого в своей голове». Опять же, всё зависит от уровня того или иного комика. Если комик опытный, давно выступает и отлично владеет юмористическими инструментами, то, я уверен, он может пошутить абсолютно на любую тему, при этом абсолютно никого не оскорбив.

Говоря про мастеров Stand Up, грех не упомянуть, что 10 и 11 декабря в Таллинне выступит Владос Алёшин, лидер движения Stand Up Petersburg, финалист таких проектов как «Открытый микрофон на ТНТ», «Comedy Battle на ТНТ», «НЕ СПАТЬ» и других. Целый час Питерской комедии, это нельзя пропустить. Кстати, на разогреве у Влада выступят комики из Таллинна, которые лучше всего себя проявили на Open Mic 20 ноября.

— А как насчет ваших вечеров «Рига Stand-Up» и «Таллинн Stand-Up»?

— Открытые вечера Open Mic, что в Латвии, что в Эстонии, проходят по одному и тому же принципу. Есть определённый хронометраж. Это, как правило, 1:30 - 1:40, не более. Потому что, опытным путём было проверено, что после этой временной отметки мозг зрителя начинает уставать и восприятие существенно падает. Поэтому, даже важно, зрителю чуть-чуть не додать, чем его пересытить. Всё-таки, это делается, чтобы зритель вышел после мероприятия в отличном настроении, а не уставшим.

По правилам начинающие комики начинают с отметки до пяти минут. Опытные – могут выступить 8-10 минут. Говорить они могут абсолютно всё, что посчитают нужным. Редактуры никакой нет. Главное правило, которое ставится перед каждым комиком – не оскорбить зрителя. Ведь, нужно понимать, что всё это происходит благодаря зрителям. Без зрителей никакого Stand Up никогда бы и не было. Я всегда в конце мероприятия говорю спасибо зрителям, что они пришли и это максимально искренне.

— Обо всем ли можно шутить? Бывали случаи, когда, например, стендапер инсценировал свою смерть.

— По поводу инсценирования, из-за присутствия интернета в нашей жизни, удивлять становится все сложнее и сложнее, поэтому некоторые могут прибегнуть к радикальным темам дабы собрать мимолетный хайп. Я считаю, для продолжительного успеха стоит привлекать внимание путем развития и совершенствования своих выступлений и навыков. Но, все мы разные. Это и круто!

Я стараюсь не шутить про грязные и неприятные вещи для зрителей. И тут мне не надо кем-то прикидываться и что-то из себя изображать, ибо я и в жизни такой: не говорю людям неприятные и грязные вещи. Все, что может представляться зрителям чем-то чернушным, противным – этого избегаю. Может быть, это из-за воспитания и школы КВН.

— Как ты относишься к чрезмерному употреблению нецензурной лексики в выступлениях?

— Частые споры, например, возникают на почве использования мата в выступлениях. Опытные комики используют его для эмоционального усиления материала. Да и давайте быть честными: в жизни иногда мы тоже можем выдать то или иное словечко. Неопытные комики, как правило, вставляют мат в свои выступления больше от неуверенности. Так скажем, чтобы заполнить пустоту от того факта, что всё идёт не по совсем намеченному плану. Ну и у некоторых появляется соблазн сказать что-то такое резкое, что он не может прилюдно озвучить в офисе, на ужине с родителями и так далее. Но, опять же, всё приходит с опытом.

— Почему решил стать причастным к таллинскому стендапу?

— Каких-то планов капитализации нет, просто это банальное желание любого комика – выступать больше. До появления пандемии мы, помимо Прибалтики, выступали в России, Нидерландах, Шотландии, Германии и других странах. Прямо перед локдауном сорвался тур по Англии.

Ну и к тому же, в Эстонии есть большое количество ребят, которые хотят выступать и совершенствоваться. Мы только за то, обладая уже отработанной системой в Латвии, чтобы помочь им в этих начинаниях.

— Как проходят ваши стендап-вечера?

— Как уже до этого отметил. Каждому новому выступающему дается определенное количество минут – как правило, до пяти. Дальше мы уже смотрим, если человек уже показывает неплохие результаты, то в следующие разы можно давать больше времени, 7-8 минут.

Если комик и дальше продолжает себя позитивно продолжительно проявлять, он приглашается на разогрев медийных комиков, которые приезжают в Прибалтику с концертами.

Если человек, видно, что старается, но у него просто пока не получается, мы всегда предлагаем помощь, на предмет, что-либо подсказать со стороны, помочь дописать какие-нибудь шутки.

Очень редко, но бывает, что человек несёт со cцены какую-то аморальную чушь, с ним стоит поговорить один раз... Если не помогло – второй-третий раз, и, если опять не помогло, то уже, к сожалению, не допускаем до участия.

Надо нести хотя бы минимальную ответственность за время, которое тратишь ты, и за время, которое тратит на тебя пришедший зритель,

— такой совет дает Антон начинающим стендаперам.

— На вашем вечере (прошедшем в Таллинне в прошлую субботу), был платный вход. Насколько мне известно, вечера «открытого микрофона», как правило, бесплатные.   

Мы очень стремимся к тому, чтобы он был бесплатный. В Риге у нас он бесплатный, а зрители уже на выходе решают, поощрить комиков, либо нет на добровольной основе.

— Но, поскольку в Таллинне это сейчас всё находится на начальном этапе построения, приходиться ставить символические 5-10 евро, чтобы окупить затраты на рекламу, афиши, технического работника, площадку, бензин и так далее. Но, в ближайшем будущем, в Эстонии мы обязательно придём к той же системе, что и в Латвии. Поэтому, потенциальный партнёр, если ты это читаешь и желаешь нам помочь, свяжись с нами! 

— Боитесь ли вы осуждения зрителя? Бывало, что кидали в кого-то помидоры?

— В начале каждого открытого вечера ведущий рассказывает про правила и про то, что будет происходить на сцене в ближайшие полтора-два часа.

То есть, зритель с самого начала подготавливается к тому, что на сцене будут появляться молодые местные комики и проверять свои новые шутки. Конечно, есть какой-то процент зрителей, которые всё-равно после мероприятия скажут, что «было не так хорошо, как в прошлый раз, когда приезжал тот-то с ТНТ». Ну так в этом и суть, поддерживать местных ребят, чтобы они в один момент стали «этими с ТНТ», это к примеру, естественно. У каждого своя дорога.

Глобально, дело во времени. Продолжительно что-то качественно делая, ты, тем самым, прививаешь зрителям культуру данного времяпрепровождения. И, параллельно с этим, уровень местных комиков обязательно растёт. Благодаря этому симбиозу развивающихся комиков и зрителей, через какое-то время, на выхлопе, мы и сможем получить хороший качественный продукт.

— Женский стендап в Эстонии? Честно говоря, на субботнем вечере мне даже больше понравились женские номера...

— Тут я отвечу коротко. Мне кажется, уже давно нет такого строгого деления. В 2021 году могут быть смешными как мужчины, так и женщины. Яркий пример «Женский Stand Up на ТНТ», где большое количество талантливых, ярких и смешных девушек.

— Если сравнивать русскоязычный эстонский и латвийский стендап, то какой более культурный? Где выше уровень по твоим личным обозрениям?

— Он разный. Даже в Латвии уже есть порядка 4-5 разных Stand Up объединений. И каждое из этих объединений работает на свою аудиторию. И тут важный момент, наверное, нельзя так градировать это всё как «латвийский», или «эстонский» стендап. Это не командное соревнование, где сборная Латвии соревнуется со сборной Эстонии. Тут выступают личности, где каждый сам за себя. Поэтому, даже внутри одного объединения комики разные и нельзя их приравнять к одному знаменателю.

Разница лишь в том, что в Латвии на русском языке комедии уже развиваются пять лет, а в Эстонии это более-менее только начинается.

— Cтендап на эстонском и русском языках может проходить в рамках одного шоу?

— Как мне сказали таллиннские товарищи, что, скорее всего, нет. Потому что существует определённый существенный процент русскоязычных, которые не совсем знают эстонский и эстонцев, которые не знают русского.

В Латвии с этим попроще, 80-90 процентов нашей аудитории понимают, помимо русского, латышский и английский и на открытых вечерах в Риге можно выступить на одном из трех языков.

— Какого возраста аудитория к вам приходит?

— Если взять ядро, то основная масса – это будет от 23 до 38 лет, а если брать более расширенную статистику, то от 20 до 45 лет.

— Сколько лет вашей организации? 

— В Латвии мы существуем уже шесть лет.

— Можно ли в Эстонии заработать на стендап-выступлениях в Эстонии?

— Чистым юмором, наверное, нет. Помимо выступлений должны быть какие-то производные штуки, например организация мероприятий и их ведение, пиар, копирайтинг, написания сценария и так далее. Если же мы говорим о Прибалтике, то здесь должна быть совокупность всего. Однако, если заниматься стендап-деятельностью на более развитых и крупных площадках как Москва, то даже не самый медийный, но крепкий комик сможет покрыть свои расходы просто за счет выступлений.

Не ходи к психотерапевту, ходи к стендап-комику

Сдендап – это, по своей сути, эмоции. Эмоции счастья, любви, ненависти. Желание обратить внимание на какую-то жизненную ситуацию. А когда ты получаешь реакцию зрителя на свой монолог, то это даже можно назвать психотерапией,

— утверждает Антон.

По словам Антона, элемент психотерапии может также относиться и по отношению к зрителю. «Скажем, если приходит тучный человек послушать стендап, а на сцене тоже выступает схожий с ним по телосложению комик, который высмеивает проблему лишнего веса – от этого становится легче самому зрителю, – говорит Антон, добавляя, что таким образам слушатель может начать легче относится к принятию себя – А некоторые даже могут вдохновиться и прийти попробовать свои силы у нас».

Наверх