Cообщи

Ужасающая традиция «похищение невесты» в Кыргызстане обернулась трагедией (1)

Copy
Похищение. Фото иллюстративное.
Похищение. Фото иллюстративное. Фото: Shutterstock

В некоторых местах Центральной Азии женщинам до сих пор стоит бояться «похищения невесты» - архаичной традиции, которая рушит мечты о будущем и заставляет вступать в нежелательные отношения. В этом месяце в Кыргызстане еще одно похищение невесты закончилось трагедией, что привело к протестам и уходу с поста начальника полиции Бишкека.

5 апреля в столице Кыргызстана - Бишкеке - среди бела дня трое мужчин на улице похитили 27-летнюю Айзваду Канатбекову. Похищение засняли видеокамеры, и семья девушки быстро связалась с полицией. Однако исход оказался трагичным - Канатбекова и ее «жених» были найдены мертвыми в машине недалеко за Бишкеком. Канатбекова была задушена, а ее похититель совершил самоубийство.

Спустя несколько дней в Бишкеке состоялся женский протест, но его вытеснила группа агрессивных мужчин. 

Женский протест в Бишкеке
Женский протест в Бишкеке Фото: Vyacheslav Oseledko / AFP

В 2013 году в Кыргызстане «похищение невесты» было признано преступлением, однако каждый год там все еще происходят такие случаи. В некоторых случаях это лишь предсвадебный ритуал, на который невеста ранее дала свое согласие, однако часто это настоящее похищение - женщин крадут и заставляют выйти замуж. Жертвы нередко предпочитают оставаться в нежелательном браке, а не «стыдить» свою семью.

Случай Канатбековой наглядно показал, насколько тяжело похищенной невесте получить помощь даже в том случае, если ее семья обратилась в полицию, сообщает RUS TVNET.

Борьба семьи за похищенную невесту 

Люди протестовали против похищения невест и принуждения женщин к вступлению в брак, и требовали отставки министра внутренних дел Улана Ниязбекова, а также обвиняли сотрудников правоохранительных органов за бездействие. EPA/IGOR KOVALENKO
Люди протестовали против похищения невест и принуждения женщин к вступлению в брак, и требовали отставки министра внутренних дел Улана Ниязбекова, а также обвиняли сотрудников правоохранительных органов за бездействие. EPA/IGOR KOVALENKO Фото: IGOR KOVALENKO / EPA

Следователи считают, что 36-летний Замирбек Тенизбаев задушил Канатбекову при помощи рубашки, а затем совершил самоубийство, вскрыв себе вены. Хотя это похищение - номер машины - и записала камера видеонаблюдения и Канатбекова неоднократно связывалась после похищения с семьей, которая обратилась в полицию, трагический исход предотвратить не удалось. 

На записи видно, что во время похищения вокруг были люди, но никто из них не остановился и не помог. 

Семья Канатбековой жаловалась на незаинтересованность следователя, пока молодая девушка еще была жива и ее еще можно было спасти. В течение неполных 12 часов после похищения Канатбекова звонила своей маме и другой родственнице, сообщает RFE/RL.

Канатбекова рассказывала, что Тенизбаев сначала хотел увезти ее в Ош - город на юге Кыргызстана, но позже он согласился освободить ее и оба собирались ехать в Бишкек. Мама и тетя Канатбековой рассказывали, что они сразу же после этого обратились в полицию в надежде, что там начнут искать девушку. Этого не произошло. 

Тенизбаев ранее уже трижды был судим за уголовные преступления в России. В свою очередь, Канатбекова была выпускницей кыргызско-турецкого университета «Манас» и свободно говорила на четырех языках. 

Перестройки в полиции 

Кыргызская полиция на протестах против похищений невест
Кыргызская полиция на протестах против похищений невест Фото: IGOR KOVALENKO / EPA

Халатность в деле Канатбековой привела к увольнению начальника полиции Бишкека и трех других высокопоставленных сотрудников полиции, а еще 40 полицейским были объявлены выговоры.

Протестующие просили и отставки министра внутренних дел Улана Ниязбекова. Хотя министр и признался, что «морально ответственен» за ситуацию, пост покидать он отказался. 

Программа развития ООН и правозащитные группы отмечают, что «похищение невесты» все еще остается широко распространенным явлением в Кыргызстане, которое часто приводит к изнасилованиям и насилию во время принудительных браков.

Наверх