В полдень пятницы, 5 октября 1934 года, в отделение Криминальной полиции Таллинна сообщили о том, что по адресу Гонсиори, 9-1 с простреленной головой найдена домработница Мария Харью (27 лет). Сообщил о трагедии в полицию владелец квартиры Оскар Вильдт. Совсем скоро следствие оказались в центре загадочной истории, где все было совсем не таким, как казалось на первый взгляд.
Любовная драма на улице Гонсиори: девушка застрелилась, а молодой человек пропал без вести (1)
Криминалисты и полицейские, которые прибыли в квартиру Вильдта, обнаружили на кровати Марию Харью с пробитой пулей головой. Рядом с ней лежал маленький револьвер с признаками того, что из него недавно стреляли, и пятью патронами в барабане. Машина скорой помощи сразу же доставила раненую в больницу. Мария Харью успела сообщить, что около месяца назад на пляже Штромка она познакомилась с 31-летним Яаном Коппельманном, который проживал по адресу Оскари, 34. По ее словам, между ними завязалась дружеская связь, однако поползли слухи о совсем ином характере их отношений.
Признания умирающей девушки
Как сообщила Мария, приходивший к ней несколько дней назад Яан пригласил ее на дачу в Ванксе. В субботу вечером они вместе отправились на хутор, расположенный в 28 километрах от города, где провели весь следующий день. Харью пришла домой пешком уже в понедельник утром, а Коппельманн отказался ехать в город и остался на хуторе.
Примерно в полдень пятницы Яан Коппельманн неожиданно пришел навестить Марию Харью, повалил ее на кровать и дважды выстрелил из револьвера. Как писала газета Waba Maa от 6 октября, одна из пуль в цель не попала, вторая пробила жертве голову, попав в висок. По какой причине Коппельманн это сделал, Мария Харью не знала или же не желала говорить.
Свой дом Яан Коппельманн покинул еще раньше – 18 сентября. Его сестра Алиде Томберг явилась в Таллиннскую криминальную полицию еще за несколько дней до того, как Харью была найдена раненой. Алиде сообщила, что ее брат Яан Коппельманн, который работал водителем на заводе, ушел из дома 18 сентября и с тех пор его больше не видели. Еще более любопытно, что он взял с собой деньги, которые откладывал (в три раза больше его месячной зарплаты), и револьвер.
Сестра предчувствовала, что с Яаном, должно быть, случилось что-то плохое. После того, как Харью была найдена раненой, первой версией следствия стала любовная драма, в которой обе стороны решили покончить жизнь самоубийством: предполагалось, что молодой человек умер первым, а девушка решила последовать за ним.
После дачи показаний Мария впала в кому, а Яан все еще считался пропавшим без вести. Но вскоре картина стала выглядеть совершенно иначе.
Таинственные записи в дневнике
9 октября в Uudisleht написали, якобы следствие до сих пор смогло установить лишь то, что Мария стреляла в себя сама: Коппельманн не был убийцей. К этому времени правоохранительные органы уже считали, что его нет в живых. Основанием для такого мнения стал дневник Марии Харью.
К делу был приобщен маленький дневник Марии Харью в синей обложке, который был найден в квартире одного из ее знакомых. «Человек, который особо не привык пользоваться пишущими принадлежностями, написал две страницы», – отозвалась о дневнике Uudisleht. В нем были лишь краткие заметки о делах и встречах, но имя Яана Коппельманна фигурирует в них весьма часто. Один раз имя было упомянуто вместе с фамилией, затем - только имя.
А вот 18 сентября была сделана более подробная запись: «Ездили с парнем в деревню. Выехали. Были в лесу, а потом произошло нечто шокирующее и страшное...»
Что произошло в лесу Хагуди?
Полицейским удалось установить последние передвижения пары. Мария и Яан, скорее всего, вместе поехали в Хагуди, где в семи-восьми километрах от станции проживал один из родственников молодого человека. Возможно, они планировали навестить его, но по пути туда их никто не видел.
На тот момент для полиции самой вероятной версией была такая: смерть настигла Коппельманна где-то у дороги в лесу. Как это произошло? Только Мария Харью, жизнь которой висела на волоске, могла ответить на этот вопрос. Полиция сосредоточилась на поиске Яана Коппельманна или его тела, что, к сожалению, не дало никакого результата.
Револьвер, в котором не заканчиваются патроны
Одно было ясно: Мария Харью взяла с собой револьвер Коппельманна, чтобы позже покончить с собой. В таком случае она должна была где-то пополнить запас патронов. «Браунинг» калибра 6,35 вмещал шесть патронов. Согласно новой версии следствия, один патрон забрал жизнь его владельца в лесу Хагуди и после этого патронов оставалось лишь пять. Несмотря на это, когда Мария Харью была найдена в своей комнате с простреленной головой в пятницу, в «браунинге» все еще оставалось пять патронов, а шестой патрон валялся рядом с кроватью.
Это обстоятельство озадачило следствие. Стал ли револьвер причиной смерти Коппельманна, для чего девушке нужно было заряжать барабан револьвера до последнего патрона, прежде чем покончить с собой? Можно было также предположить, что Яан покончил жизнь самоубийством иным способом.
Безответная любовь
О предполагаемом самоубийстве Коппельманна близкие думали меньше всего. По словам друзей и родственников, он не был романтиком, жизнь которого могла бы перевернуть с ног на голову женщина. В общем-то, он и не особо ухаживал за Марией Харью.
Яан познакомился с Марией в конце июля на пляже Штромка. Мужчина воспринимал это знакомство как мимолетный роман. Частые совместные прогулки происходили, в основном, по инициативе девушки. Молодому человеку это уже надоедало, поэтому за несколько дней до таинственного 18 сентября, он признался своему бывшему коллеге Брехеру, с которым работал на одной машине в АО Savi: «Есть один такой странный человек – когда ему что-то говоришь, он сразу начинает плакать. Но я скоро от нее избавлюсь».
Работодатель Марии Харью подтвердил, что настроение девушки могло меняться за одно мгновение, а также то, что она неоднократно грозилась убить себя.
Перед исчезновением Коппельманн, как и обычно, был в хорошем настроении. «У него не могло быть в голове мыслей о самоубийстве», – сказал Брехер, который последним видел пропавшего. Коппельманн просто радовался своей свободе, зарабатывая всего 90 крон в месяц.
300 крон было отложено
И некоторое время можно жить беззаботно. «Пора отдыхать, зачем сейчас работать?» – пошутил он, когда ушел из дома 18 сентября и взял с собой все свои деньги. Опять-таки вопреки своим обычным привычкам.
Для следствия драма Харью-Коппельманна оказалась делом, в котором можно было только строить предположения. Еще одним таким предположением стала версия, что девушка случайно убила своего возлюбленного.
Письмо девушки, найденное в ее сумочке, несомненно, говорит о том, что Харью сама пыталась покончить жизнь самоубийством, но безуспешно. Но для чего такие усилия раненой жертвы, если бы Коппельманн на самом деле ворвался в ее комнату, толкнул в кровать, схватил револьвер и выстрелил?!
Uudisleht предположила, что Коппельманн перед отъездом действительно угрожал убить девушку, но что-то пошло не так. У пережившей такой ужас Марии в сознании осталась картина направленного на нее дула револьвера. Теперь, лишенная здравого рассудка, она убеждена, что в нее выстрелил мужчина.
Полдюжины версий того, что могло случиться с Марией Харью и Яаном Коппельманном
В Uudisleht опубликовали разные версии того, как могла развиваться любовная драма на улице Гонсиори.
1. Коппельманн выстрелил в Харью, сбежал и где-то спрятался. Эту версию подтверждает сказанное Марией Харью своей хозяйке, г-же Вильдт, что Коппельманн выстрелил ей в голову, а затем сбежал через окно. То же самое она говорила полицейским. Но окно комнаты Харью было закрыто изнутри. Как тогда Коппельманн мог сбежать через окно? Раненая объяснила, что боится сквозняка, поэтому закрыла окно сразу после того, как Коппельманн сбежал. Тем не менее, врачи подтвердили, что почти смертельно раненая девушка с простреленным мозгом никогда бы не смогла это сделать. И если Коппельманн находился в комнате девушки, то он мог бы сбежать через дверь. Но и дверь была заперта изнутри, что подтвердила г-жа Вильдт. Следовательно, Коппельманн не мог застрелить Харью.
2. Коппельманн выстрелил в Харью, а затем убил себя. Несомненно то, что Харью сама выстрелила себе в голову. Об этом свидетельствует записка, в которой она просит в своей смерти никого не винить. Однако с окном в комнате Харью снова возникает загадка. Почему Харью не вымыла его и не поставила зимние рамы, несмотря на то что хозяйка давала ей такое распоряжение? Мария ждала, что гость придет через окно? Кого он ждала? Непонятно и обвинение Харью Коппельманна. Была ли у Коппельманна какая-то причина убивать Харью? Едва ли. Яан вовсе не был большим другом женщин, поэтому мотив ревности полностью исчезает. Самоубийство Харью планировала давно, начиная с весны. Еще за день до выстрела она говорила хозяйке, что убьет себя, ведь так легко выстрелить из револьвера, лежа в кровати.
3. Коппельманн и Харью решили уйти из жизни вместе. Коппельманн выполнил задуманное, а Харью испугалась и попыталась покончить с собой позже. Это подтверждается записью Марии Харью, сделанной 18 сентября, что они собираются в Ванксе и должны произойти какие-то неприятности. 18 сентября Яан покинул дом – он вышел без пальто, в костюме. Куда он делся? То, что он не надел пальто, показывает, что он не собирался идти далеко. А что насчет дневника Харью? Допустим, они вдвоем поехали в Хагуди и оттуда пошли в Ванксе. По пути произошла ссора, Яан предложил умереть вместе, и Харью согласилась. Затем мужчина достал из кармана револьвер и застрелился. Его револьвер всегда был заряжен – шесть патронов могло быть в барабане и еще один в стволе (в «Браунинге» калибра 6,35 это возможно). Однако Мария не осмелилась последовать за ним, поехала в город и попыталась покончить с собой позже.
4. Харью убила Коппельманна, но совесть заставила ее свести счеты и с собственной жизнью. Это еще более вероятно. Истеричная девушка была влюблена, но Яан был к ней холоден. Девушка взяла в руки револьвер и убила своего возлюбленного. Итак, седьмой патрон достался Яану, шестой - его убийце, и осталось еще пять. Но как девушка завладела револьвером? Где начали развиваться кровавые события? На дороге между Хагуди и Ванксе или же где-то еще?
5. Коппельманн был убит третьими лицами по просьбе Харью. Из-за замучившей ее совести Мария попыталась покончить с собой. Было известно, что у Коппельманна имелись деньги. Можно предположить, что кто-то хотел его обобрать, и Мария появилась лишь для того, чтобы соблазнить молодого человека. Где-то в тихом месте Коппельманн был убит, а деньги просто забрали. Девушка, являясь соучастницей преступления, не смогла жить с этим и решила наказать себя.
6. Коппельманн жив. Он симулировал исчезновение, чтобы спастись от девушки, которая хотела любви, а, возможно, и брака. Мария могла угрожать самоубийством, если он ее бросит. Чтобы девушка действительно смогла осуществить свой план, Яан оставил ей свой револьвер.
В начале ноября Päevaleht сообщила, что Мария Харью поправилась, очнулась и, наконец, призналась, что действительно выстрелила себе в голову. Яан Коппельманн пока не найден. Среди вещей девушки было обнаружено любовное письмо, которое, как казалось поначалу, было написано Коппельманном. Дело стало еще более запутанным, когда экспертиза подтвердила, что письмо является подделкой. Появилась следующая версия истории, которая теперь предполагала, что Яан утонул на болоте неподалеку от Юуру.
Мария призналась не только в том, что пустила себе в голову пулю, но и в том, что 30 сентября они были у родителей Яана в деревне Юуру. В тот день Яан и Мария выпивали на сеновале. Внезапно Коппельманн встал и ушел, не сказав ни слова. Почему Харью пыталась покончить с собой и что произошло между ними, Мария говорить отказалась.
Поскольку в окрестностях Юуру много болотистых мест, полиция выдвинула версию, что Яан попал в болото и утонул, поэтому тело и не было найдено. Яан Коппельманн исчез, и эта загадка остается нерешенной и почти 90 лет спустя. Мария Харью была единственной, кто знал, что на самом деле произошло, и молчала об этом до конца своей жизни. Старая мать Яана, которая с тревогой поехала в город, когда услышала об исчезновении сына, оставалась в неведении.
«Я не думаю, что он все еще жив, – сказала старушка Uudisleht 12 октября. - Если бы он был жив, он обязательно пришел бы домой. Он не был бродягой или пьяницей. Я больше не надеюсь, что увижу его живым. Он мертв, убит... Виноват какой-то злой человек. Он сам не наложил бы на себя руки. Нужно найти его тело, я бы похоронила его, как положено, и тогда бы знала, где мой сын. Но сейчас я не знаю, где покоится его тело. Я не знаю, как долго мне придется ждать, пока я узнаю, что случилось с Яаном».