Cообщи

Упадок традиционной семьи – это тупик либеральной цивилизации

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Panther Media/Scanpix

Мы живём четверть века в системе новых ценностей, которые называют либеральными. Они были очень привлекательны, когда мы их наблюдали со стороны, «у них». Но постепенно начинаем осознавать, что всё это не так однозначно. И один из вопросов, который многие из нас задают себе последнее время: неужели они там, на Западе, не видят, что зашли в тупик со своей системой ценностей и образом жизни?

Краеугольный камень всех проблем – демография. Она  просто вопиёт о том, что в европейском либеральном обществе что-то неправильно, необходимы перемены.

Для начала арифметика. Чтобы некая человеческая общность сохраняла свою численность необходимо, чтобы средняя пара произвела на свет 2,3 ребёнка. Дополнительных три десятых это форс-мажорные обстоятельства, которые некоторым помешают создать пару и завести детей. Речь идёт только о сохранении численности. Для её увеличения нужно еще больше детей. То есть, должны быть семьи с тремя-четырьмя детьми. Даже беглый взгляд показывает, что реальная ситуация в Европе очень далека от этого. В разных странах показатель среднего числа детей в семье 1,3-1,7. Я боюсь предполагать, каким этот показатель станет, если исключить эмигрантов из Азии и Африки, получивших европейское гражданство. Можно долго рассуждать о равноправии полов, прочей политически корректной ерунде. Но нет иного способа рождаться новым людям, как женщине носить плод и вскармливать его потом грудью, посвятив себя на 2 года ребёнку, забыв обо всём остальном. Если мы говорим о нескольких детях, то должны понимать, что значительная часть жизни каждой женщины должна быть посвящена этому. Максимум уровня гормонов у людей - в 18-21 год. Общее состояние здоровья, в том числе репродуктивная функция, в этот период наилучшее. Именно этот возраст многие тысячелетия наши предки считали самым оптимальным для создания семьи и появления первых детей без сложных современных исследований. И это было не случайно. Чем же заняты молодые европейцы в этом возрасте?

Учёбой и развлечениями. Иногда это совмещается с началом профессиональной деятельности. И если образование парней с трудом можно совместить с наличием семьи и детей, то молодые женщины должны выбирать. В большинстве случаев их выбор - это образование и карьера. Общество, зациклено на материальном благополучии и достижении успеха, оно делает уже на этой стадии неудачниками и изгоями тех, кто пытается делать иной выбор. Современный молодой западноевропеец в том возрасте, когда организм лучше всего готов к деторождению, проводит в университетских аудиториях, путешествиях и развлечениях, многие из которых позже сильно осложняют деторождение. Средний возраст вступившего в брак европейца - это 28 лет. Все стараются закончить учёбу, начать карьеру и обеспечить материальное благополучие и независимость. Причём материальное благополучие - не самое важное. Важнее не потерять время, не отстать в гонке. Не упустить возможность для развлечений, воспользоваться временем, когда ты наиболее привлекателен и имеешь возможность иметь самых интересных партнёров.

Можно на нескольких листах приводить список известных женщин, которые завели детей в возрасте 35-40 лет, до последнего момента опасаясь, что возраст станет проблемой при деторождении, или не завели их вообще.

И вот мы подходим к следующей проблеме. Независимость. Под ней подразумевается чаще всего независимость от родителей, возможность быстрее покинуть семью. За этим стоит необходимость завести новое жилье и, вместо родителей, более интересного партнёра для совместного проживания и развлечений. Партнёрские отношения хороши, когда надо просто жить и развлекаться, но очень редко они переходят в нормальную семью. Сейчас подрастает поколение тех, кто к сорока годам в 50% случаев никогда не имел семьи, пусть даже распавшейся. Десяток партнёров, с каждым из которых связывает пара лет совместного проживания. Дух партнёрства разрушает и те семьи, которые создаются. Если в обществе союз двух сердец давно перестал быть таинством, а его распад большой трагедией, то это неизбежно. Это воспринимается как обычная смена партнёра. Если сформулировать кратко суть основных проблем современной европейской цивилизации, то выглядеть это будет так:

- у женщины слишком много более интересных дел, чем деторождение
- успех - материальное благополучие и деторождение мало связаны между собой; они мешают друг другу
- бешеный ритм жизни не оставляет возможности для прочных отношений
- частые переезды из одной страны в другую не оставляют шансов для серьёзных личных связей

Можно ли представить, что мусульманин, индиец или японец благополучный материально и реализовавшийся в жизни не завёл детей? Невозможно. Европейцы - это единственная человеческая общность в мире, для которой возможна ситуация, когда богатый и успешный мужчина не имеет семью и детей.

На практике это означает то, что ещё 20-30 лет, и Европа окончательно превратится в пространство одиноких, материально благополучных людей, которые живут среди эмигрантов из Азии и Африки и вспоминают своих партнёров, а понятие "белый европеец" превратится в экзотическое.

Легко предвидеть возражения: у женщин равные права, поведение мужчин тоже является проблемой и т. д. Но нет в природе иного способа сохранения вида, как деторождение. Для этого лучше всего подходит образ жизни, когда в семьях 3-4 ребёнка, несколько поколений живут вместе, заботятся друг о друге, передают опыт. Женщины рожают детей и занимаются домом. Мужчины охраняют и охотятся, хотя в современном мире этим не обязательно заниматься в прямом смысле. Нынешняя европейская жизнь, когда все (независимо от пола) проводят львиную долю времени за компьютером, почти не осталось чисто мужской или женской деятельности, а семья в некоторых странах может быть однополой, - это тупик и абсурд. И в той же Европе существует описанный мною благоприятный для деторождения тип семьи, но у мусульман и других новоиспечённых европейцев.

Что делать?

Европейской цивилизации придётся в ближайшее время найти способ, как сделать женщину заинтересованной заниматься домом вместо карьеры, иметь нормальную семью вместо партнёрских отношений с мужчинами. Изгоями должны начать себя чувствовать те женщины, кто пожертвовал семьёй ради карьеры. Если на всех уровнях от фирмы до правительства невозможно будет делать карьеру в ущерб семье, если появятся условия для женщин в молодом возрасте завести семью и реализовать материнский инстинкт при самом позитивном отношении окружающих и всего общества, то многое изменится.

Одновременно это означает некоторые дополнительные затраты и отказ от практики поощрения молодых женщин карьеристок и трудоголиков. Они очень удобны и выгодны своим фирмам и государственным структурам. С ними гораздо проще, ведь они своим энтузиазмом избавляют от необходимости более сложной организации труда. Их готовность своими поездками и работой сверх нормы закрывает бреши в организации деятельности со стороны высокого руководства.

У европейской цивилизации нет иного выхода, как перестроить общественное сознание в описанном направлении, перестать нейтрально относится к социальному поведению, мешающему возвращению к традиционным семейным ценностям. Нам всем придётся осудить желание апологетов либерализма превратить семью в нечто широко трактуемое, иногда однополое, мало связанное с деторождением.

Эпилог

Автор далёк от мысли винить в ситуации самих женщин. Мужчины, которые создали эту систему ценностей, руководят, за редким исключением, государствами, видят в женщинах партнёров, а не мать будущих детей, виноваты гораздо больше. Уверен, что большая часть женщин могли бы поменять приоритеты, предложи им мужчина достойный вариант совместной семейной жизни. Если этот большой европейский клуб развлечений будет продолжаться, то мы придём к катастрофе.
 

Наверх