Актер рассказал Kinomania.ru о съемках экшена о подводниках, о напряженных отношениях между Россией и США и о том, как влияет на психику погружение на самое дно.
Джерард Батлер – об экшене «Хантер Киллер»: еще недавно подобная история была неактуальна
Противостояние России и США в кино
Я прочитал сценарий и сразу же влюбился в него. Это очень хорошо продуманная история. Похожие события происходили много лет назад, поэтому фильм как бы сам напрашивался, тем более, что таких картин не было уже давно. Поэтому мы решили, что настал момент вернуть подводные лодки обратно на экран!
Еще недавно подобная история была неактуальна: на международной арене царило миролюбивое затишье, США и Россия спокойно сосуществовали. Но в течение нескольких последних лет стали возникать различные непростые ситуации, стала нарастать напряженность, поэтому мы решили, что надо использовать момент. В процессе разработки проекта мы дополняли его, делая ближе к реальности.
А когда на планете сложилась текущая ситуация, мы решили, что готовы предъявить свою историю миру, потому что сегодня наш фильм о подводных лодках снова актуален. Есть истории, которые ты очень долго обдумываешь, про какие-то с течением времени забываешь, какие-то истории пропадают, возвращаются и долго тебя преследуют.
Сны о военных базах
Впервые идея снять этот фильм появилась в 2013 году: мне приснился сон (мне часто снятся сны, я много мечтаю), что я нахожусь на военной базе; было непонятно – я там снимаюсь в кино или просто живу? Но это был незабываемый сон с полным ощущением реальности происходящего. Я проснулся, пошел к знакомому продюсеру и сказал, что мы просто должны снять такой фильм, что это моя судьба.
А в связи с возвращением темы военного противостояния в текущую новостную повестку, я решил, что пора делать этот фильм прямо сейчас. В таких историях ставки очень высоки, на кону стоит многое. Когда ты под водой на борту боевой подлодки, порой возникает необходимость принимать решения, которые могут изменить этот мир. Может начаться война, в которой всегда заинтересованы какие-то могущественные силы.
Дружба капитанов
Меня вдохновила роль капитана Гласса – не отчаянного безрассудного лидера, а смелого и рассудительного стратега. Капитан принимает решения, которые могут изменить мир, потому что речь идет о реальной возможности начала мировой войны. Ставки в этой игре высоки, а сама история настолько правдоподобна и похожа на сегодняшние геополитические реалии, что заставляет всерьез задуматься.
Одна из центральных линий фильма – история зарождающейся дружбы двух капитанов из разных миров и культур – русского и американского. Они враги. Но каждый из них обладает способностью выходить за рамки правил – они способны мыслить шире принятых стандартов. Андропов – старый морской волк, Гласс – упрямый профессиональный военный. Они уважают друг друга, а их практически безмолвные отношения влияют на ход всей истории. Я был рад поработать с Микаэлом Нюквистом. Я был восхищен его духом экспериментаторства и трудолюбием. У него была такая детская готовность все время смело попробовать что-нибудь новое, и я видел, как все молодые актеры нашей команды были им вдохновлены. Самая сильная часть нашей истории – связь между двумя такими противоположными и, в то же время, такими родственными душами.
Актерский спецназ
У нас получился феноменальный подбор актеров: Гари Олдман, один из моих любимейших актеров, играет Доногана, начальника оперативного штаба; он был настоящей движущей силой для всех нас, от него исходила мощная энергия на протяжении всех съемок.
Я очень рад что познакомился с Коммоном, он играет вице-адмирала Фиска. Фантастический актер Тоби Стивенс, который играет командира "морских котиков", хотя мне нравятся все наши спецназовцы, они добавили в фильм юмор, веселье, бесшабашность и отличный экшен - все то, что обычно делаю я! Так что мне приходилось часто сдерживать себя, чтобы не вмешаться, но они справились просто на отлично.
Отдельно хочу сказать про режиссера Донована Марша. Мы встречались на студии, чтобы познакомиться и обсудить будущий фильм, и мне надо было понять, какой он режиссер. Этот сценарий очень важен для меня, поэтому выбор постановщика – самое ответственное дело. В последние годы я встречался с разными режиссерами и обсуждал этот проект. Но вопрос оставался открытым. И я спросил Донована: «Так что же интересного ты мне расскажешь? Что ты собираешься делать?»
А он мне в ответ – «А что ты собираешься делать? Почему тебе это так важно?»
Это был удар по моему самолюбию. Почему это он задает здесь вопросы, интересно? И тогда я понял, в чем дело. Я почувствовал, что мне брошен вызов. Но он не делал это специально, он действительно такой и есть – образованный, крутой профи, который любит все обсудить, все понять и во всем разобраться.
Исходя из своего опыта, я точно знаю, как важно уметь делать больше того, что необходимо. Как же поступил Донован? Он написал мне письмо сразу после встречи, описал, как сильно он хочет снять этот фильм, как страстно этого желает. И такое сильное желание даже для меня стало сюрпризом. Прочитав его письмо, я понял, что мне нравится его позиция, именно это я и хотел увидеть.
О чем думают подводники
Мне всегда было интересно, о чем думают подводники и как они воспринимают эту давящую на психику перспективу погружения на самое дно темного моря. Им ведь постоянно приходится жить с подобными мыслями – и именно это проверяет их на стойкость, заставляет доверять друг другу и сплачиваться. Есть что-то жизненно важное в осознании факта, что вне зависимости от происходящего, независимо от того, капитан ты или младший офицер, с «подводной лодки никуда не деться» – вы вместе здесь и сейчас.
В боевой обстановке, в момент, когда объявлена полная готовность, ты отдаешь команды, которые меняют ситуацию и атмосферу на подводной лодке, все приходит в движение, удивительный поток энергии возникает из ниоткуда. Это очень впечатляющий опыт.
Подводники уникальны, они работают на износ, когда ситуация выходит из-под контроля, они действуют четко и эффективно, как будто у них всегда есть готовый сценарий в голове. Все действия должны быть автоматическими, потому что, когда в лодку заливается ледяная вода, уровень углекислого газа поднимается до критического, вспыхивает пожар, распространяется дым, и вы понимаете, что все могут погибнуть, в этот момент нужно уметь принять решение за полсекунды. Для такой работы нужны действительно необыкновенные люди.