На прошлой неделе таллиннский электронный музыкант и диджей Green Regime выпустил свой первый альбом "Naive Chameleon", который готовился к выходу два с половиной года. Это достаточно важное событие для местной русскоязычной сцены, и поэтому мы решили встретиться с музыкантом лично: поговорить о том, почему альбом увидел свет только сейчас, какова ситуация на эстонской русскоязычной сцене, и что стоит за этим достаточно разносторонним альбомом и некоторыми отдельными треками. На встречу с Green Regime отправился редактор портала Limon.ee, и простое интервью превратилось в долгую вечернюю беседу…
Интервью с Green Regime: русскоязычные музыканты сами загнали себя в рамки
- Привет! Можно называть тебя по имени в интервью?
- Привет! Давай сейчас обойдемся без имен. Те, с кем я хорошо знаком, прекрасно знают, кто стоит за именем Green Regime, а в нашем интервью мое имя значения не имеет.
- Договорились. Так почему два с половиной года? Большинство электронных музыкантов делают регулярные релизы, выпускают как минимум одну пластинку в год…
- Трек должен быть зачат, выношен и рожден своевременно. То большинство, о котором ты говоришь, делает совершенно другую музыку. Я тоже мог бы просто брать драйвовые семплы, как поступают, например, Daft Punk (которых, тем не менее, я очень уважаю), и делать упор на отполированное звучание, чтобы кто-то, не особо задумываясь, подрыгал под это ногой в своей BMW на большой скорости по пути из ниоткуда в никуда. Но я так не хочу делать, и не буду. За каждым треком на моем альбоме стоит какой-то образ, некая идея, ощущение, опыт. Каждая мелодия авторская, все запрограммировано и сыграно самостоятельно, звук докручен вручную – так, как я себе представлял. Именно поэтому запись альбома заняла столько времени. Основной рифф Indulgent, например, заиграл у меня в голове, когда я шел летней ночью в 2009 году за кофе на ближайшую заправку. Я думал сделать из этого песню под гитару. Есть даже такая версия, где мелодия развивается, есть куплет и припев, но я ее не стал никуда выкладывать. А финальная версия появилась только в этом году, когда я сам окончательно понял месседж, который стоит за этим треком.
Я записываю музыку практически на автопилоте, не обдумывая процесс, и только спустя какое-то время понимаю, что я сделал. Вынашивание – долгий процесс, но зато потом я просто сажусь и превращаю идею в звук за несколько дней. Когда-то в Таллинне была такая замечательная команда, как Sumerki, потом ставшая называться Yudzoka. Музыку там писал Женя Золотаревский, удивительно талантливый музыкант. Так вот – он работал еще дольше. Женя – перфекционист. Пока все не будет вылизано до блеска, трек не выпустит. А я – нет. Пока еще нет? Уже нет? Не могу сказать.
- Ты говоришь, что за каждым треком что-то стоит. Ты хотел что-то сказать этим альбомом? Передать слушателям некую идею?
- Хоть у альбома и есть еле уловимый привкус концептуальности, я оставил право делать выводы за слушателями. Да, каждый трек – определенное переживание, личный опыт, идея, прочитанная где-то мысль, увиденные образы, воплощенные в незамысловатом наивном звучании. Но никому не интересны чужие переживания, никому не интересен чужой опыт, и меньше всего я хотел бы чему-то кого-то пытаться научить, пытаясь передать какой-то месседж а-ля «Смотрите! Слушайте! Это мои слезы! Мои радости!». Давай посмотрим на вещи реально – большинству наплевать. Потому что большинство видит в музыке себя, ассоциируя себя со словами, с партией баса, с основной мелодией, с образом исполнителя, наконец. Некоторые любят саму любовь. Так же и с музыкой.
Так что пускай уважаемые слушатели моей музыки (а не «мои слушатели») смело трактуют каждую композицию, используя полет своих свободных мыслей – я хотел бы, чтобы было так, потому что все, на самом деле, очень просто, и никаких сверх-идей там нет. Как и у меня нет об этом мире ровным счетом никаких познаний, которыми стоило бы делиться. Есть только одно послание, и я его написал на внутренней части обложки. И то – оно не мое. Это цитата из песни группы The Smiths: "There is a light that never goes out" - «есть свет, который никогда не гаснет». Вот этот свет и принимает все возможные формы в этом мире: форму какого-то чувства, чьей-то песни, твоей мысли, меня, девушки, в которую был влюблен президент Обама в 19 лет… Вот и весь месседж. Только он не мой совершенно, не приписывайте его мне, я просто повторяю чужие мысли.
- Раз уж зашла речь о президенте США и прочих непростых материях… В дизайне обложки три раза встречается пирамида. Нет ли здесь намека на теории заговора?
- Нет, масоны здесь ни при чем. Это ты перечитал труды ребят, которые называют глаз на однодолларовой банкноте глазом египетского бога Гора, считая при этом, что всем миром правят банкиры-сатанисты, потомки пришельцев-рептилоидов. Даже если это так, то от знания таких вещей жизнь качественно не меняется, разве что появляется больше поводов для паранойи. Мысли воплощаются в материи, так что думать надо осторожнее. Да и стал бы я заявлять о своей принадлежности к их кругам, если бы действительно был масоном? Во-первых, пирамида – эстетически прекрасный символ. Во-вторых – это даже не пирамида, а призма, прямая цитата из Pink Floyd. В-третьих, пирамида ассоциируется у меня с человеком, и тот факт, что она светится, как раз и говорит о том самом свете, который никогда не гаснет. Вот и весь символизм. Это относится ко всем элементам на обложке, на самом деле. Они прямиком из моего подсознания. Сел, нарисовал, раскрасил.
- Ты уже упомянул The Smiths и Pink Floyd. Как я понимаю, музыку той эпохи ты и слушаешь, в основном?
- Мои музыкальные вкусы весьма эклектичны. Pink Floyd повлияли на мое мировосприятие, Queen мотивируют с детства, Depeche Mode, New Order и Kraftwerk вдохновляют (трек Videokontrol, например, обязан своим звучание их альбому Computer World), Tool прибавляют сил, итало-диско помогает в каждодневной работе. Также я слушаю псай-чилл (Carbon Based Lifeforms, Cell, Solar Fields), эмбиент, электро-поп… В основном, конечно, я плотно застрял в восьмидесятых – и как саунд-продюсер, и как диджей (Green Regime часто играет подборку из итало-диско и хитов восьмидесятых на различных мероприятиях – прим. ред.) Звучание Naive Chameleon – дань той эпохе. Над звучанием некоторых треков пришлось долго работать, чтобы они воспринимались так, как если бы были написаны, скажем, в 1984-ом году. Саундтреки к американским фильмам, концерты Жана Мишеля Жарра с его лазерной арфой, старые пластинки непонятных групп в родительской фонотеке, мультики про трансформеров – с одной стороны. С другой – на альбоме можно найти глубокие звуковые ландшафты, отсылающие к таким проектам, как Biosphere, Tangerine Dream... Отсюда и название альбома – «Наивный хамелеон». Он эклектичный и с наивным звучанием.
- Давай вернемся к местным реалиям. В пресс-релизе было сказано, что местные русскоязычные исполнители часто предпочитают оставаться в тени. Ты согласен с этим утверждением?
- К сожалению, я вынужден согласиться с этим двумя руками и одной ногой. Одну ногу оставлю, так как надежда еще есть. Тема наболела. Понимаешь, я искренне считаю, что русскоязычные музыканты сами загнали себя в какие-то рамки и растеряли былой энтузиазм. Но при этом у них есть причина: дело в том, что большинству русских ребят, живущих в Эстонии, просто ничего не интересно. Я про слушателей сейчас говорю. Играть скоро будет не для кого. Вот разве что в Нарве сохраняется благодарная аудитория, да и групп там много. Нарвитянам интересно все, они ходят на концерты, поддерживают начинания местных групп. У нас же в нашем стольном граде происходит нечто непонятное: даже фестиваль Manka Boutique Pop Fest, который проходит уже не первый год на открытом воздухе, в этом году собрал намного меньше публики. И это при том, что приглашенные артисты очень и очень интересные. Чего стоит одна Sansara, живые легенды, мы их еще на кассетах слушали!
Если раньше многие из нас, будучи студентами, экономили на еде, чтобы сходить на концерт или купить диск/винил любимой группы, то нынешнее поколение настолько разленилось, что частенько выбирает посиделки с пивом дома, вместо бесплатных концертов талантливых артистов. И не потому, что артисты бесталанные – у нас много действительно одаренных групп, у которых просто руки опускаются: не для кого играть, не для кого творить.
У эстонцев совсем по-другому. Они покупают диски местных альтернативных исполнителей, платят за билеты на концерт, не пытаясь пройти «на халяву», поддерживают музыкантов добрым словом, чтобы те продолжали записываться. У местных русских такого уже давно не наблюдается, к сожалению. У нас чаще всего встречаются комментарии а-ля «а что это за хрен такой» и «моя двоюродная кошка по линии начальника сыграет лучше, чем ваш гитарист». Если оставить в стороне политику, то очевидно, что дело вовсе не в межнациональных различиях. Я играю на клавишах в группе Lemon Trees, и нас неоднократно приглашали играть на одной сцене вместе с эстонскими командами. Junk Riot так вообще любимы эстонской публикой. Эстонцы гораздо более открыты. Так что… так что следует вылезти и поставленных себе же рамок и просто творить. Искреннее творчество всегда находит своего слушателя, на каком бы языке он ни говорил. Советую всем тем, кто любит кричать о сохранении русской культуры в Эстонии, обратить внимание на местных русских ребят, которые из-за отсутствия поддержки и постоянных нападок сетевых хомячков часто не выходят за пределы репетиционной базы. Или почитайте журнал ПЛУГ – там часто говорится о том, что делает самая активная часть представителей русской культуры страны. Мы даем концерты, мы пишем статьи, мы фотографируем, снимаем клипы, выпускаем книги, пишем картины и организовываем мероприятия. Откройте глаза и настройте уши. Мы рядом.
- А ты при этом рассчитываешь на успех среди русскоязычной аудитории?
- Если честно, то нет. Такая музыка, где чувствуется влияние Жана Мишеля Жарра, Клауса Шульце и старых саундтреков, скорее популярна за пределами нашей родины. У меня есть слушатели и в Эстонии, но они все принадлежат к альтернативной сцене (или к старшему поколению). К тому же, такая музыка больше популярна среди эстонцев, а так же среди меломанов – последние лучше всего понимают, из чего эта музыка «выросла», а также могут оценить мое звучание. Это немного смешно, но лучшие отзывы были от музыкантов и нескольких людей, работающих со звуком. Но я все равно буду распространять альбом среди всех, не обращая внимания на их родной язык. Кто-то услышит, кто-то полюбит. Некоторые пишут, спрашивают – где купить можно? Нигде (улыбается) Можно скачать бесплатно. И это уже сделали люди из России, Финляндии, Германии, Италии, Англии.
- Почему ты решил распространять альбом бесплатно?
- Большинство местных лейблов, которые могли бы меня выпустить, являются любительскими – ребята занимаются продажей творчества местных исполнителей в свободное время, зачастую в ущерб себе. У них уже все места забиты. Я получил ответ от одного лейбла, что они меня взяли бы, но у них нет времени даже на своих артистов – работать надо, кушать хочется. Крупные лейблы послали бы меня куда подальше, у меня не коммерческий проект, такое не впихнешь массам. Выпускать диск своими силами я не видел смысла – это большие финансовые вложения, а в итоге все равно большую часть тиража раздашь тем же друзьям и знакомым. Продавать через Интернет – много мороки… Процитирую одного комментатора, который на мою фразу о том, что альбом будет распространяться бесплатно, ответил: «А никто и не думал, что платно». Это, по-моему, все объясняет. Мы не доросли еще до той идеи, что труд альтернативных музыкантов может как-то поддерживаться финансово. Поэтому у меня есть «мирская» работа, а музыка является отдушиной и тем, что для меня очень и очень важно, но не источником дохода. Поэтому я решил сразу не париться, а подарить свой первый альбом всем в онлайн-формате, с готовой к печати обложкой, если кто-то захочет себе самый настоящий диск с буклетом!
- Каковы твои планы на будущее в работе с проектом Green Regime?
- Осенью будет лайв-презентация альбома, с музыкантами и визуальным рядом. Исполняемые композиции будут в немного другой аранжировке, добавим танцевальности. Альбом пошлю на ряд заграничных лейблов. Уже выбрал те, которые могут быть заинтересованы в такой музыке. Сейчас работаю над новыми треками и рядом ремиксов как на местные группы (Flip Point, QueeNNaive), так и на ветеранов местной сцены, ныне проживающих в других местах (Laroff, экс-«Наш Человек в Гаване»). Останавливаться не собираюсь, пока моя музыка будет интересна хотя бы одному человеку. Музыка – моя жизнь и призма восприятия.
Узнать что на самом деле стоит за альбомом Naive Chameleon, вы можете очень просто – пройдите по этой ссылке http://www.sendspace.com/file/5ptyzj и скачайте альбом! Новости о предстоящих концертах и новых треках, а также о съемках клипа на трек Indulgent, вы можете найти на страничке Green Regime на Facebook.