Cообщи

«Кавказская пленница»: за счастьем – на ослике

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: Кадр из фильма

«Антенна» узнала, как искали южную экзотику для фильма.

Перед съемками картины о приключениях студента Шурика на Кавказе киногруппа поехала в Тбилиси и Цхинвал, чтобы изучить жизнь горцев.

– Мы встречались с местными жителями, правда, мало что из этих встреч вынесли – заканчивалось все обильными возлияниями, – вспоминает редактор фильма Анатолий Степанов. – Это и нашло отражение в фильме. Тосты, которые звучат в картине, – импровизация на темы тех, что мы услышали в этой поездке. А шофер-армянин, который нас возил, во многом стал прототипом Джабраила: Гайдай подметил его пластику, интонацию, а актер Фрунзик Мкртчян потом изобразил в фильме. А сами съемки проходили не на Кавказе, а в Крыму, он более приспособлен для этого, рядом Ялтинская киностудия, не нужно возить с собой огромное количество киноаппаратуры.

В закадровом тексте говорится, что в фильме специально не указано место действия, чтобы не быть несправедливым к другим горным районам. Актер Артем Карапетян, который читает текст от автора, озвучил также торговца на рынке, произносящего тост о кибернетике: исполнитель этой роли Эммануил Геллер не смог изобразить акцент. «Сделать это очень трудно: мало просто исковеркать слово, нужно привнести в речь особенности родного языка, – рассказывает Артем Карапетян. – У меня в этой сцене усредненный кавказский акцент, но ближе он все-таки к грузинскому».

Загс на «Мосфильме»

Когда киногруппа приехала на выбор натуры в Крым, обнаружила, что его дороги слишком плохи, чтобы показывать их на экране. Поэтому на съемки привезли с собой… дорожные столбики – для красоты. «Их было штук 50, и мы перевозили их с одного места съемок на другое, – вспоминает второй оператор Евгений Гуслинский. – А в сцене, где столбики падают (герои сбивают их на машине. – Прим. «Антенны»), их тянули за леску».

Сцену первой встречи Шурика с Ниной снимали в поселке Куйбышево. Ослика для съемок (на самом деле это была ослица по имени Люся) нашли у местных жителей. После съемок она была передана в зооуголок Детского парка в Симферополе, а в недавнем прошлом снялась в фильмах «Спецназ» и «9 рота». На съемках «Кавказской пленницы», чтобы заставить Люсю стоять на месте, в торбы, которые она везет, положили очень тяжелый груз. А у осликов есть особенность: если взвалить на животное ношу хоть немного тяжелее той, что оно может нести, – не двинется с места. Потом груз вынули, и ослица сама пошла за Натальей Варлей, играющей Нину. Перед съемками они подружились: Люся знала, что у актрисы всегда найдется для нее кусочек сахара.

Рядом с горным массивом Демерджи снимали камень, на котором Нина танцует, напевая песенку про медведей. В ста метрах от него находится дерево грецкого ореха, на котором в фильме сидит Юрий Никулин, играющий Балбеса. Дереву около 600 лет, окружность его ствола – 296 сантиметров. Сейчас рядом с ним висит табличка «Никулинский орех», на фоне которой любят фотографироваться туристы.
А загс, в открытии которого принимает участие Нина, снимали в двух местах: в Алуште и на «Мосфильме». «Чтобы не везти в Крым большую группу людей, загс выстроили на центральной площади киностудии, – говорит Евгений Гуслинский. – А другую сторону двора снимали в Крыму, герои стоят на фоне горы – это придало сцене южный колорит».

Опасная река

Горную речку, в которой тонет Шурик, снимали не в Крыму, а под Сочи, на реке Мзымта. Течение в ней было настолько быстрым, что страховщики не смогли вовремя поймать спальный мешок с актером Александром Демьяненко, догнать его удалось лишь через несколько десятков метров. Речка была еще и ледяная, поэтому в сцене, где Нина прыгает в воду за Шуриком, сначала хотели снимать местных ребятишек, которые купались даже в холодную погоду. Но потом нашлась девушка, представившаяся мастером спорта по плаванию. На нее надели костюм героини, подстригли под Нину. Она прыгнула в воду и… пошла ко дну. Оказалось, что девушка вовсе не спортсменка и даже не умеет плавать, но ей очень хотелось сняться в кино. После этого Наталья Варлей снималась сама. После съемок ее растирали спиртом и кутали в одеяло.

Когда фильм был готов, он чуть не лег на полку из-за… фамилии товарища Саахова. «Сначала у него была другая фамилия, состоящая из двух междометий, – Ахохов, – вспоминает Анатолий Степанов. – Мы так радовались этой выдумке, но потом узнали, что человек с такой фамилией был секретарем компартии одной из республик. Тогда был придуман Саахов. На «Мосфильме» был секретарь парткома по фамилии Сааков, который на одном из заседаний бурно клеймил Гайдая. И тот взял для героя его фамилию, изменив одну букву. Потом из-за этого был жуткий скандал, картину запретили. Но ситуацию спас Юрий Никулин. Он был на приеме у министра культуры Екатерины Фурцевой и, глядя на нее своими наивными глазками, спросил: «Что же происходит на «Мосфильме»? Из-за отдаленного сходства с фамилией секретаря парткома запрещают картину!» Екатерина Алексеевна возмутилась: «Это безобразие!» Немедленно позвонила куда нужно, и фильм был выпущен».

Алле-оп!

• Актрису на роль Нины долго не могли выбрать. «Тогда обратились за помощью к нашему администратору Сергею Каграманову – маленькому горбуну, веселому, разбитному и, как считалось, большому сердцееду, – говорит Анатолий Степанов. – Гайдай показал ему пробы и сказал: «Назови актрису, и я ее утвержу!» Сережа сказал: «Варлей!» И Гайдай сдержал обещание».

• Съемки погони Шурика за Трусом, Балбесом и Бывалым, похитившими Нину, были опасными, особенно момент, когда Балбес вылезает из машины и пытается перерезать веревку, которой Шурик заарканил их автомобиль. «Юрий Никулин лежал на доске, которую подсунули ему под одежду, – рассказывает Евгений Гуслинский. – А я с камерой разместился на листе фанеры, которую прикрепили к машине чуть ниже. Было страшно: резкий поворот – и я слечу в пропасть. Но, к счастью, все обошлось».

• Операторский прием замедленной съемки в сцене, когда Трус, Балбес и Бывалый выходят из рефрижератора, – результат… оплошности. «Я не успел поставить нужную скорость, а режиссер говорит: «Быстро бери камеру и снимай!» – вспоминает Евгений Гуслинский. – Но замедленная съемка получилась кстати, и решили так и оставить». Водителя фуры сыграл Николай Гаро, ставший впоследствии кинопродюсером. «Я приехал в Крым к своей будущей жене, которая работала на «Кавказской пленнице» монтажницей, – вспоминает он. – Леонид Иович меня поймал: «Снимись в эпизоде!» Эта сцена сначала была больше: мой герой ехал в кабине, включал приемник, напевал мелодию. Кстати, из барана, которого в кадре вытаскивает из рефрижератора Юрий Никулин, потом приготовили вкусный шашлык».
 

Ключевые слова

Наверх