Cообщи

Ненаписанная песня Леонида Дербенева

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вера Дербенева
Вера Дербенева Фото: Антенна

12 апреля ему исполнилось бы 80 лет. Жена поэта Вера Дербенева рассказала «Антенне» о его любимых произведениях.

«Где же ты была…»

– Леонид Петрович писал песни к фильмам с композитором Александром Зацепиным. Когда Зацепин уехал за границу, в нашем доме почти одновременно появились Слава Антонов(это настоящая фамилия Вячеслава Добрынина) Юра Антонов. Я до сих пор не знаю, какая черная кошка пробежала между Юрой и Леней, но тот из нашей жизни исчез. А Слава прочно утвердился в ней. Из всех их совместных песен моя любимая – «Где же ты была…». Как-то мы с Леней сидели на кухне, и он говорит: «Вот если бы ты замуж за меня вышла в 18 лет, а не в 25! Представляешь, сколько бы дней потеряно не было? Где же ты была-то?» Через некоторое время он написал эти стихи.

«Так же, как все, как все…»

– С Аллой Пугачевоймы познакомились в начале 70-х. После успеха «Арлекино» ее часто приглашали на телевидение. А мы с Леней жили рядом с телецентром, и Пугачева заезжала к нам чуть ли не через день. Засиживались допоздна. Алла жила далеко, и Леня отвозил ее домой на машине. Возвращался часа в 3 ночи. Как-то утром спросил меня: «Не понимаю, что ты за человек, почему не ревнуешь? Я – с молодой, красивой уехал почти на всю ночь, а тебе все равно?» Вместе с Зацепиным Леня создал для Пугачевой много песен. Помню такой случай: в Сашиной студии Алла записывала песни к фильму «Женщина, которая поет». Дербенев тоже там присутствовал. Одну мелодию Зацепина певица забраковала. Муж пообещал: «Алла, на эту музыку я напишу такие слова, что ты от этой песни не откажешься!» Пришел домой и целый вечер крутил мелодию на магнитофоне. Утром прочитал мне стихи: «Так же, как все, как все, как все, я по земле хожу, хожу, и у судьбы как все, как все, счастья себе прошу…» В репертуар Аллы песня вошла на много лет.

«Прощай, от всех вокзалов поезда…»

– Леня написал эту песню с Добрыниным. Исполнял ее Лев Лещенко. Она была безумно популярна. Ее пели во всех ресторанах страны. Однажды я с дочкой поехала отдыхать в Сочи. Каждый день мы по пять раз слушали эту песню в ресторане нашей гостиницы. Однажды ужинать с нами пошла знакомая девушка. Как раз под эту песню ее пригласил танцевать местный парень. Потом она его к нам подвела и представила: «Вера Ивановна, знакомьтесь, это Володя – сын Дербенева». Я ему говорю: «Иди сюда, мальчик, я тебя с твоей сестрой познакомлю. Как же ты додумался? Дербенев и в Сочи-то никогда не был!» А он отвечает: «Это моя фишка! Если хочу с какой-то девушкой познакомиться, я на этой песне ее приглашаю, и во время танца говорю: «А знаете, кто это написал? Мой папа – Леонид Дербенев!» Ну и все, девушка у меня в кармане!»

«Живи, страна!»

– Последние годы жизни Леонид Петрович работал с композиторами Игорем Матетой и Сашей Лукьяновым. Однажды Игорь привел к нему Машу Распутину. Она сразу заявила: «Я пою рок». А Леня говорит: «Ну, девушка, тогда идите и пойте. Я стихи для рок-музыкантов не пишу». Когда-то он мечтал работать с Ларисой Долиной, и сотрудничество не получилось как раз потому, что Долина пела рок. Потом Маша все-таки увлеклась эстрадной музыкой. Через какое-то время они снова встретились и Леня ей предложил: «Давай я тебе напишу песню про городскую сумасшедшую? Про любовь поют все, и ты еще успеешь. А сейчас тебе лучше заявить о себе, как об эпатажной певице». И пошла целая череда песен – «Городская сумасшедшая», «Отпустите меня в Гималаи», «На белом «мерседесе»… А когда началась перестройка и Леня написал песню «Живи, страна!», Маша рассказывала: «Когда я ее спела на первом же концерте, публика встала. И я поняла, что эта песня будет в моем репертуаре до конца жизни!»

«Эх-ма, лето – не зима!»

– В нашем доме жила телевизионный режиссер Светлана Аннапольская. Она и рассказала Дербенёву о Филиппе Киркорове: «Леня, есть такой хорошенький мальчик! И поет хорошо. Но не пускают его на телевидение, потому что он очень похож на Сергея Захарова». Когда Захаров исчез с экранов, Света попросила Леню помочь Киркорову с репертуаром. Филиппа мы с мужем полюбили, ласково называли его Филиппок. Первую песенку Леня написал для него производственную – про часы (к юбилею часового завода). А потом Филипп привез из Болгарии три мелодии Тончо Русева. Леня моментально написал к ним стихи. Это были первые хиты Киркорова: «Ты, ты, ты…», «Небо и земля», «Днем и ночью». А когда Леня с Игорем Матетой написали песню «Эх-ма, лето – не зима!», ее пели и Маша Распутина, и Филипп. Они по очереди приходили и спрашивали: «Леонид Петрович, ну правда, я лучше пою?» «Оба хорошо поете! И мне хорошо – у меня авторских в два раза больше получается!» – шутил Дербенев.

Последняя песня

– Когда-то у Маши Распутиной был гитарист, звали его Евгений Фокин. Свою первую песню для Маши – «Городская сумасшедшая», Леня написал на его музыку. В прошлом году я приехала к Лене на кладбище и увидела там молодого мужчину. Он сказал: «Вы меня не помните? Я Женя Фокин». С тех пор мы дружим.

Женя сейчас работает звонарем в Коломенском. Два года назад он написал музыку на Ленины стихи религиозного содержания. В последние годы муж тяжело болел (Дербенев умер в 1995 году. – Прим. «Антенны»). Он уже понимал, что уходит. Писал грустные, горькие стихи:

Есть влево путь и вправо – простой и непростой…

Пуста душа без храма, а храм стоит пустой.

Не слышно слов молитвы, свеча не зажжена,

И словно динамитом разрушена стена.

Не просто храм разрушен – в бреду безумных дней

Здесь вынимали душу у Родины моей…

Получились песни-молитвы. Когда Женя их поет, люди плачут. Я уверена, что если бы Леня был жив и услышал бы эти песни, они бы стали его самыми любимыми…

Комментарии
Наверх