Cообщи

Илона Тоотс: эстонцы и русские не совсем одинаково относятся к воспитанию детей во время тренировок

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Алексей Будылин и Александр Мармелюк
Алексей Будылин и Александр Мармелюк Фото: архив Илоны Тоотс

Жена дзюдоиста Алексея Будылина Илона Тоотс считает, что русские и эстонцы по-разному относятся к спорту. Читайте ее мнение ниже!

«Что ты делаешь? Ты вообще понимаешь, что я тебе говорю?» В ответ молчание. Именно такой - немой с одной стороны и орущий с другой - диалог между ребенком и тренером я наблюдаю почти каждый день на стадионе, где ватага мальчишек тренируется и где наш Сассь со своим мячом бегает, глядя на них. Если бы так кричали на моего сына, я бы наверняка выбежала на поле и расцарапала ему лицо. Поскольку можно ведь совсем по-другому.

«Современные дети лентяи и избалованы, их просто надо заставлять!» Так считают многие. Но с другой стороны, если тренер начинает слишком уж заставлять,  ребенок либо уйдет, либо тренер рискует увидеть возмущенных  родителей за своей дверью в субботу вечером в 21:00.

Я уже некоторое время хожу и размышляю над тем, что люди говорят о современных детях, и над тем, насколько справедливо мое видение, что эстонцы и русские не совсем одинаково относятся к воспитанию детей во время тренировок.

В годы нашего с Алексеем детства (1980-е) царила еще сладкая советская пора, когда никто никого особо не баловал и отдача команд и приказаний была скорее нормальным порядком дел. Однако когда Эстония стала свободной, подули новые ветры, и в работе, и в отношениях произошли изменения. К людям стали относиться как к личностям, и все вдруг обнаружили, что мы вылеплены вовсе не с помощью одной и той же формочки! Парадоксально, но сегодня это одна из главных причин, почему многие бегут из Эстонии. Я даже не знаю, в чем тут дело: то ли выросла потребность в индивидуальностях, то ли государству проще, когда все барашки одинаковые. 

Сын Илоны Тоотс Сассь на поле боя
Сын Илоны Тоотс Сассь на поле боя Фото: архив Илоны Тоотс

Но, возвращаясь в детство, скажу, что мой тренер по волейболу шлепал девушек скалкой по ляжкам за погрешности и иногда являлся на тренировку подшофе, а никто никуда не бегал жаловаться. Встречи с нарвской командой девушек всегда снабжали нас на целый год сплетнями и шокировали до глубины души. Ласковые названия животных «корова» и «сука» были самыми вежливыми из тех, которыми уважаемая тренерша потчевала своих подопечных, юных девушек.

Уже тогда я поняла (плюс всякие героические рассказы и фильмы о советских спортсменах с полным набором унижений и обязательным преодолением всевозможных препятствий), что русские позволяют посторонним более жестко обращаться со своими детьми. По-своему это понятно - ведь спорт был возможностью выкарабкаться из болота, попутешествовать или получить признание.

У меня глаза на лоб полезли, когда родственник Алексея на своей свадьбе нацепил на грудь значок мастера спорта. По этой же причине родители Алексея направили всех троих сыновей в спорт: так они были уверены, что ребята не будут заниматься глупостями, пока родители на работе. Возможно, они также надеялись, что из детей что-то получится. Не зря пятилетний Лёша ходил два раза в день на спортивную гимнастику, то бишь по четыре часа занимался! 

Позже, в школьные годы, когда границы открылись, Алексей стал ездить во Францию, Голландию, Испанию, и это было круто. Одежда, доставшаяся ему от старшего брата, сменилась на яркие спортивные костюмы и новые кроссовки - на зависть другим школьникам. Но для него это не было главной целью, он просто всегда очень хотел побеждать, поэтому внешний блеск был лишь приятным бонусом.

По-моему, это и есть то свойство, которое не зависит от хороших или плохих времен, а является природным даром. И такое случается одинаково редко в любые времена. Остальных детей нужно мотивировать, подталкивать или приказывать им, в зависимости от характера. Одному больше подходит свобода мысли и действий, тогда как другой ничего не умеет делать с этим добром. Одного нужно вечно тыкать носом в миску, а у другого от такого обращения шерсть встает дыбом. Если в советское время господствовал язык команд и любые индивидуальные заскоки принимали за лень, сегодня такое уже не проходит. А это делает жизнь тренеров сложней, но и разнообразней.

Типажей тренеров хватает, просто нужно найти своего. По большому счету тренеры как эстонцы, так и русские делятся по типажам одинаково. Естественно, я – фанатка Алексея, потому что он очень профессиональный и отзывчивый и никогда не позволяет себе банальности или грубости. 

Благодаря тому, что народу в Эстонии мало и таланты бросаются в глаза, можно сказать, что Алексею просто повезло родиться в среде, где ему позволили восстанавливаться от травм или брать жену с собой на Олимпиаду. В России после любой неудачи Алексея отодвинули бы в сторону и взяли следующего дзюдоиста из очереди, толпящейся за дверью. Его тренер, кстати, никогда не занимался принуждением, а просто превращал тренировки в интересный процесс погружения вместе с ребятами в мир дзюдо. Пожертвовав при этом личной жизнью. И кто знает, раз из ста ребят выбились лишь Алексей и брат Дмитрий, может, это был для него не самый лучший выбор.

Уже невозможно тренировать так, «как всегда», поскольку это не очень-то работает и не современно. Сегодня основной посыл тренировок – fun. Все следят за YouTube, некоторые даже читают и анализируют, поэтому молодежь понимает, что тренировка должна быть не тупым выполнением приказов, а плодом фантазии тренера.

Знакомый тренер отдает деткам приказы, как в армии, в игры он с ними не играет. А русские родители в восторге: вот это настоящий, суровый порядок, так и надо! Но у эстонских детей при таком отношении выступают слезы, и больше они на тренировку не приходят.

Конечно, нужно различать общеразвивающий спорт для детей от целенаправленного. Первым занимается большая часть наших клубов: родители довольны физической активностью своих отпрысков, а клубам это приносит прибыль. Проблема лишь в том, что принимать туда нужно всех, но талантливые дети могут здесь или потеряться, или, наоборот, начать доминировать над другими.

Другие же воспитывают с самого начала только чемпионов, но таких лишь капля в море. Тут я рискну заметить, что эстонцы предпочитают первое из приведенных направлений, то есть общеразвивающее, а русские мечтают об Олимпиаде. С некоторыми исключениями, разумеется.

Почему так? Потому что, как было сказано выше, спорт - это возможность вырваться наверх и достичь лучшей позиции в обществе. Возьмите хотя бы Васильева или Круглова, Будылина или Минашкина, Новоселова или Эмбрих. Плюс, конечно, темперамент. Как ни крути, но русские в спорте более амбициозны. Может, поэтому они и позволяют тренеру орать на своего ребенка, порой даже унижать его. 

Кстати, на том же стадионе работает еще несколько тренеров. Один такой спокойный и добрый, часто хвалит детей. Но как-то его ребята мало выигрывают.

Другой же физически там, но мысленно явно пребывает где-то в другом месте. Он раскатывает мячи и просто следит за происходящим. Дети в ожидании смотрят в его сторону, но он лишь изредка мычит что-то непонятное. Надолго ли его хватит?

Больше всех мне нравится тренер, который постоянно объясняет и направляет, бывает, что и пыхтит, но критикует не ребенка, а лишь его ошибки. Я уверена, что именно его пацаны пойдут дальше, и к такому я бы повела нашего Сасся. Осталось только определиться, пойдет ли он в общеразвивающий спорт или будет стремиться к медалям. В конце концов, он же полукровка...

Наверх