Cообщи

Дагмар Ламп: когда меня впервые ударили

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Редактор портала Naine.Postimees.ee Дагмар Ламп.
Редактор портала Naine.Postimees.ee Дагмар Ламп. Фото: Liis Treimann / Postimees

Мне еще не было 20 лет, когда мужчина впервые ударил меня. Он был харизматичен, добился в Эстонии успеха в своей профессии, в два раза старше и... ударил меня по лицу, когда я отказалась от следующего коктейля. Но в тот вечер я все-таки пошла с ним домой.

Правда, наши отношения скоро закончились, но я до сих пор помню тот жуткий страх, который чувствовала тогда. Мы были в общественном месте, избиение видели десятки людей, но никто ничего не сделал. «Ах, это их личное дело», - вероятно, думали одни.

«Нормальный мужик, поставил свою бабу на место», - наверное, говорили другие.

«Ну, она сама цеплялась к нему», - полагали, скорее всего, третьи.

На самом деле я не знаю, что тогда думали очевидцы произошедшего, но могу догадываться. Почему? Потому что повсеместно слышу похожие мнения.

На днях портал Pärnu Postimees писал о Яане, который в числе прочего таскал свою жену за волосы, бил ее в живот кулаками, душил ее подушкой, руками и вешалкой. Он сидел на своей жертве, поэтому она не могла убежать. Он бросал в свою беременную жену стул. За весь этот кошмар, в котором женщина жила на протяжении двух лет, Яана приговорили к условному лишению свободы сроком на один год и шесть месяцев. Он не попадет за решетку, если в течение этого времени не совершит новое преступление. Конечно, он славный малый, отважный буерист и образцовый гражданин. Даже стипендию получил от Министерства культуры!

Помимо негодования, которое многие почувствовали после такого решения суда, в социальных сетях проявил себя особый контингент людей, который задал типичные вопросы. А почему эта женщина не ушла от него? Чем можно подтвердить, что такое действительно происходило, если в квартире были только он и она? И вообще, мы же не знаем, что там было на самом деле. Может быть, она сама с собой такое сделала - этого нельзя исключать! И, наконец, мой любимый вопрос: как мы можем объективно оценить, что женщина действительно испытывала смертельный страх? Может быть, этот страх был необоснован? А?

Я не могла спать ночью, так как этот случай не выходил у меня из головы. Я постоянно вспоминала эти смехотворные вопросы. Я думала о своем собственном страхе страх.

Наш колумнист Регина писала на прошлой неделе о том, какой страх преследует женщину, которая подверглась насилию, и как тяжело это пережить. Этот страх, который многие женщины испытывают каждый день, трудно описать словами. Это то, чего не понять мужчинам. Например, вы когда-нибудь думали о том, что женщина, которая отправляет селфи с пробежки на улице, делает это из кокетства, а для того, чтобы остался след, если с ней что-то случиться? Нападения реальны. Женщины живут с сознанием того, что они в опасности. Они в опасности на пробежке («Не носи в парке обтягивающую спортивную одежду, не провоцируй!»), на улице в темное время суток («Что ты там забыла?!») в ночных клубах и общественном транспорте («Я делаю тебе комплименты, а ты, корова, ломаешься!»). Опасность подстерегает женщин даже дома.

Тем не менее, люди до сих пор умудряются спрашивать, настоящий ли это страх. Может быть, они себе его придумали? Ведь женщины такие эмоциональные!

С того вечера в баре прошло более деяти лет, а тот мужчина до сих пор периодически шлет мне злобные письма. На позапрошлой неделе я получила письмо от другого, незнакомого мне «фаната», который грозился убить меня, так как ему не нравится то, что я пишу на портале. Я юоялась писать эту колонку, так как первым и основным страхом было: к каким последствиям в личной жизни приведет то, что я принялась защищать женщин, над которыми издевались их мужчины? Но страх надо пережить.

Насилие происходит и в близких отношениях. Таким мужчинам, как Яан, уважающим только кулаки и силу, важно видеть страх в глазах своей жертвы. Видеть, как она дрожит, чувствовать, как он контролирует ситуацию. Помимо физической силы для достижения своей отвратительной цели эти люди используют также эмоциональное насилие: до тех пор, пока жертва не будет настолько опустошена, что не осмелится даже вздохнуть. Спрашивать в таких ситуациях, реальный ли это страх, кажется мне настоящей глупостью. Вероятно, люди, которые так говорят, никогда не попадали в подобные ситуации. Я рада этому. Рада, что есть люди, которые не знают, что такое страх. Но он существует, и он настоящий.

Наверх