Жизнь в городах плохо влияет на психику детей – к такому выводу пришли исследователи из Университета Дьюка (США) и Королевского колледжа в Лондоне (Великобритания). Виной тому, в первую очередь, слабые социальные связи между соседями и сравнительно высокий уровень преступности.
Города вредны для детской психики
Ученые, статья которых опубликована в журнале Schizophrenia Bulletin, наблюдали более чем за двумя тысячами британских близнецов, живущих в городах и сельской местности, с рождения до 12-летнего возраста. В 12 лет все они прошли тестирование на психотические симптомы – параноидальные мысли, звуковые и визуальные галлюцинации, повышенная тревожность и подозрительность (например, уверенность в том, что кто-то может читать их мысли), и другие. Кроме того, среда, в которой жили дети, тоже была тщательно изучена. Исследователи опросили местных жителей и соседей, с помощью Google Street View и административных данных построили подробные пространственные профили районов, проанализировали семейную историю психических расстройств, а также выяснили, наблюдались ли психотические симптомы у матерей.
«Нам хотелось понять, как на детей влияет среда, в которой они растут, – приводится в пресс-релизе Университета Дьюка разъяснение ведущего автора исследования, Кэндис Оджерс. – Мы постарались соединить вместе все доступные нам способы изучения психического здоровья детей».
В итоге оказалось, что городские дети к 12 годам вдвое чаще, чем сельские, сталкиваются с теми или иными психотическими симптомами. Примерно 7,4 % детей, живущих в городах, к этому возрасту знаком хотя бы один психотический симптом, в то время как среди сельских детей таких набралось всего 4,4 %.
«Наличие психотических симптомов вовсе не означает, что у ребенка обязательно разовьется психическое заболевание, – пояснила коллега Оджерс, Хелен Фишер. – Многие дети перерастают их, но все же такой ранний опыт может привести к проблемам в будущем».
Анализ показал, что психотические симптомы чаще всего встречаются у детей, живущих в неблагополучных городских районах с высоким уровнем преступности, где соседи не только не поддерживают и не помогают друг другу, а зачастую даже не знакомы. Вероятность того, что кто-то вмешается и придет на помощь, если что-то случится, в таких местах чрезвычайно низка. С ранних лет детей окружает разруха, вандализм, граффити на стенах, ссоры и драки между соседями. Еще хуже обстоит дело, если кто-то из членов семьи ребенка стал жертвой преступления.
В то же время, как отметила Оджерс, такой наиболее негативно влияющий на психику детей фактор как слабость социальных связей между соседями, совершенно не зависит от уровня доходов и вполне поддается исправлению. «Многие самые дружные общины, которые мы исследовали, были при этом самыми бедными», – подчеркнула она.
Оджерс и ее коллеги планируют продолжить свое исследование, чтобы глубже понять, какие именно социальные и биологические механизмы лежат в основе способности детей справляться или не справляться со стрессом от жизни в городе.