Тут опять-таки можно провести параллель с европейской политикой, где мнению правительств стран и никем не выбранных лобби-организаций отдаётся больше предпочтения, чем народу. Вспомним голосование в Голландии, где правительство и парламент проголосовали за ассоциацию с Украиной, в то время как народ сказал нет. То же самое было при голосовании о принятии европейской конституции. Народ Европы даже не спросили. То есть глас народа в Европе хоть и учитывается, но ограниченно.
В продолжение этой темы можно отметить, что эксперты считаются политически не ангажированными, они судят только композицию и не обращают внимания на страну. Глядя на результаты голосования жюри в Литве, Эстонии и Украине, где Россия не получила ни одного пункта, а также Россию, где то же самое произошло с украинской песней, и сравнивая эти результаты с голосованием телезрителей, только очень наивные могут сказать, что политика у жюри роли не играет. То есть политика играет роль везде - при принятии решении о флагах, при голосовании жюри, при голосовании телезрителей.
Этот самообман - типично европейский. Европа ведь считает, что она проводит политику, которая всегда справедлива, отвечает всеобщим ценностям и не может иметь геополитических соперников. Реальность выглядит несколько иначе.
Европа находится в кризисе, при котором встает вопрос о существовании ЕС. Все с нетерпением ждут голосования Великобритании о выходе из ЕС, это может стать первой серьёзной трещиной в европейском доме. ЕС должен признать реалии и исходя из них провести реформы. То же самое можно сказать о Евровидении, вопрос - в какую сторону эти реформы должны идти. Не секрет, что всё более серьёзную роль при телеголосовании играют мигранты, которые всегда голосуют за свою родину. Соседи к тому же всегда голосовали друг за друга. Первая реформа уже была проведена, когда начали организовывать полуфиналы, и соседи могли оказаться в различных группах. Самым радикальным вариантом было бы совсем отказаться от музыкального конкурса, а вместо этого раз в год проводить голосование, проверяя, какие страны симпатизируют друг другу. Социологи и политики будут этим данным очень рады.