Евровидение как отражение Европы

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Джамала
Джамала Фото: SCANPIX

Прошёл очередной конкурс Евровидения. По моему мнению, с сильными участниками, достойных кандидатов на победу было немало. Но если посмотреть комментарии зрителей в Фейсбуке, а также почитать мнения журналистов, почти все склонились к версии, что победа была политической, это утверждают и поклонники и противники победившей песни. 

Этому мнению очень способствовал новый порядок освещения результатов, который явно показал, насколько на самом деле политизирован конкурс. Не знаю, понимали ли организаторы, что они наделали, показывая голосование телезрителей, которое раскололо Европу на две части: за Россию или за Украину. Все остальные голоса телезрителей, особенно за Польшу, вполне в русле старого, доброго Евровидения: польский певец шёл уверенно по стопам Lordi, и фанаты трэша, которых немало среди европейских зрителей, голосовали именно за него. Австралийский номер тоже воплощал в себе все, из чего состоит кандидат на победу, и жюри разных стран это отметили.

На самом деле, анализируя конкурс, можно заметить тренды, которые видны в европейской политике и культурной жизни. Начнём с первого скандала, когда конкурс, подчёркивая свою политическую независимость, запретил флаги непризнанных государств в зале. Флаг саамов потом внезапно разрешили. То есть непонятно, по каким критериям флаги вдруг запрещаются, вдруг разрешаются. Напоминает политику в Брюсселе, которая тоже весьма непрозрачна. Следующий пункт - это новый порядок голосования. Хотя жюри и телезрители одинаково важны, в освещении пунктов одназначно предпочтение было дано жюри, их решения подробно освещались, глас народа был собран в общую корзину, хотя он не менее важен и для некоторых зрителей даже более интересен, чем сам конкурс, именно так можно узнать политические настроения в странах Европы.

Тут опять-таки можно провести параллель с европейской политикой, где мнению правительств стран и никем не выбранных лобби-организаций отдаётся больше предпочтения, чем народу. Вспомним голосование в Голландии, где правительство и парламент проголосовали за ассоциацию с Украиной, в то время как народ сказал нет. То же самое было при голосовании о принятии европейской конституции. Народ Европы даже не спросили. То есть глас народа в Европе хоть и учитывается, но ограниченно.

В продолжение этой темы можно отметить, что эксперты считаются политически не ангажированными, они судят только композицию и не обращают внимания на страну. Глядя на результаты голосования жюри в Литве, Эстонии и Украине, где Россия не получила ни одного пункта, а также Россию, где то же самое произошло с украинской песней, и сравнивая эти результаты с голосованием телезрителей, только очень наивные могут сказать, что политика у жюри роли не играет. То есть политика играет роль везде - при принятии решении о флагах, при голосовании жюри, при голосовании телезрителей. 

Этот самообман - типично европейский. Европа ведь считает, что она проводит политику, которая всегда справедлива, отвечает всеобщим ценностям и не может иметь геополитических соперников. Реальность выглядит несколько иначе.

Европа находится в кризисе, при котором встает вопрос о существовании ЕС. Все с нетерпением ждут голосования Великобритании о выходе из ЕС, это может стать первой серьёзной трещиной в европейском доме. ЕС должен признать реалии и исходя из них провести реформы. То же самое можно сказать о Евровидении, вопрос - в какую сторону эти реформы должны идти. Не секрет, что всё более серьёзную роль при телеголосовании играют мигранты, которые всегда голосуют за свою родину. Соседи к тому же всегда голосовали друг за друга. Первая реформа уже была проведена, когда начали организовывать полуфиналы, и соседи могли оказаться в различных группах. Самым радикальным вариантом было бы совсем отказаться от музыкального конкурса, а вместо этого раз в год проводить голосование, проверяя, какие страны симпатизируют друг другу. Социологи и политики будут этим данным очень рады.

Другой вариант - совсем отказаться от телеголосования, признав, что конкурс слишком политичен. Однако что делать с политической ангажированностью экспертов? Может, есть возможность проводить прослушивание для экспертов вслепую, не открывая для них, песню какой страны они слушают? Большинство песен на английском, так-что трудно сказать, из какой страны какая песня. Во времена интернета это более сложно, но не совсем невозможно. Можно последовать примеру из спорта и брать судей из неевропейских стран. В Америке найдётся немало экспертов по современной поп-музыке.

Но зная европейские реалии, станет ясно, что договориться о таких вариантах, учитывая интересы каждого члена European Broadcasting Union, будет невозможно, а значит, и в следующем году Евровидение будет говорить о своей политической независимости и демократичности, эксперты не будут давать пункты неугодным странам, а народ будет голосовать как всегда по этническим предпочтениям. Тем самым конкурс зеркально отражает невозможность договориться о реформах в европейском контексте при согласии всех участников. Опять выйдет компромис, типа нового способа при голосовании, которым мало кто доволен. Единственное хорошее, что можно о нём сказать, - он стал наглядно показывать все проблемы Евровидения. Moжет быть Brexit тоже покажет все проблемы ЕС и тогда начнутся радикальные реформы. 

Наверх