Сегодня Стиву Джобсу исполнился бы 61 год. В то время, как гардеробы людей из развитых стран переполнены одеждой, возникает тренд на сознательное потребление, которое является противоположностью консьюмеризма – то есть того самого общества потребления, одним из создателей которого и был Стив Джобс.
Что Стив Джобс сделал для моды
Маркетинг Apple ежегодно заставляет нас покупать больше, менять телефоны чаще – даже если это нам не по карману. С другой стороны, ты можешь иметь айфон 6s, но выглядеть нарочито модно – так, будто специально собирался – уже не модно, пишет Хочу.
За последние несколько лет кроссовки из обуви для спорта стали ежедневной городской обувью, которую носят – и в пир, и в мир – с платьями, юбками, джинсами, брюками и т.д. Произошло упрощение моды в сторону стиля casual. Впрочем, законы развития цивилизации таковы, что каждая культура стремится сначала к усложнению, а затем, достигнув пика сложности, передовые люди эпохи первыми понимают: простота – вот настоящая роскошь. Взять, хотя бы, период расцвета абсолютной монархии в Европе в XVII-XVIII веках, во время которого в моду вошли настолько высокие, замысловатые парики и шляпы-корабли, кружева, фижмы, корсеты, многочасовой макияж, декольте, оставляющие неприкрытыми соски знатных дам, и туфли на высоких каблуках и платформах, что ни мужчины, ни женщины не могли свободно передвигаться, одеваться и раздеваться без помощи слуг. Упрощение не заставило себя ждать: на волне революции в моду вернулась античная простота. Дамы отказывались от корсета и нижних юбок, украшательство стало считаться неприличным. Появилась так называемая «голая мода».
И, начиная с этого времени – стык XVIII-XIX веков – мода с переменным успехом боролась за отказ от всего лишнего. Последняя волна этой тенденции пришла из США. Уже во время войны Америка серьезно влияла на модную индустрию, ведь многие европейские модные дома временно переехали в Нью-Йорк. В то же время, большой бизнес начал менять свою ориентацию в США. Из бывших гангстерских городов вроде Чикаго и Детройта он переехал в солнечную Калифорнию. Там стал складываться образ успешного американца: загорелого, спортивного, в удобной, не сковывающей движений одежде, в солнцезащитных очках, футболке, шортах или джинсах, кроссовках и, конечно, на талии у него красуется belt bag. Последние 15-20 лет офисы всех самых влиятельных в мире компаний находятся на Западном побережье США: Apple, Twitter, Starbucks, Google, Facebook, наконец. И, да: как одевается герой современности Марк Цукерберг? Точно, джинсы, футболка и кроссовки. В этом вся Калифорния, в этом – весь секрет его влияния.
Джинсы носит и основатель Twitter Джек Дорси, и глава Nike Марк Паркер, и президент Starbucks Говард Шульц. Джинсы же носил и Стив Джобс. 80-90% работников Google носят на работу джинсы и, наверняка, большинство жителей Лос-Анджелеса тоже выбирают джинсы и кроссовки, биркенштоки или кроксы. Простота подчеркивает, что вам больше не нужно пускать пыль в глаза и демонстирировать свою успешность с помощью одежды, ведь демонстративное потребление – основа общества консьюмеризма – это черта, свойственная развивающимся странам и «дорвавшимся» индивидам. В общем, глупо как-то.
Джинсы Levi`s 501, черная водолазка и кроссовки – cтиль Стива Джобса сделал его одним из самых узнаваемых людей в мире. С его образом связана изощренная и тонкая модная игра, в которой сегодня участвуют миллионы людей. Речь, конечно, о нормкоре. Во время поездки в Японию в начале 1980-х Джобс спросил у основателя Sony Акио Морита, почему все работники компании носят униформу. Оказалось, что после войны и оккупации Японии у людей просто не было достаточно одежды, поэтому крупные компании выдавали рабочим одежду для ежедневной носки. Со временем это стало частью корпоративной культуры, призванной объединять людей. Вдохновленный этим случаем, Джобс захотел ввести униформу и для своих сотрудников, однако эта идея вызвала неодобрение и с треском провалилась. Тогда Джобс попросил своего друга, известного японского дизайнера Иссея Мияки, выработать для него универсальный гардероб – униформу для повседневного ношения. Мияки прославился как великий инноватор и был одним из первых дизайнеров, творивших на стыке моды и высоких технологий. В общем, он создал для Джобса несколько сотен черных водолазок. Когда Стив показывал свой шкаф, забитый черными водолазками, он повторял: «Этого мне хватит на всю оставшуюся жизнь».Так и родился нормкор – задолго до того, как носить безразмерные джинсы, кроссовки New Balance и носки с сандалиями стало мейнстримом.
После Стива Джобса нормкор становится нишей для людей, пытающихся поймать дух времени. Он перестает быть дешевым и переселяется на обложки Vogue и «не таких как все» брендов, откуда быстро спускается в инстаграмы знакомых девушек и коммерчески невероятно успешные коллекции богатые рэпперов (да, мы имеем в виду рванье Канье Уэста за 2 тыс.$). Как и любое субкультурное и контр-культурное движение вроде хиппи, битников, панков и других, гиковский нормкор из униформы «самых умных» и работников Силиконовой долины становится такой же попсой, как в свое время – джинсы. И если Стив Джобс был, возможно, самым искренним нормкормщиком в мире, подарившим нам право носить что угодно с чем угодно и совсем не обращать внимания на моду, то не удивительно, почему нормкор 2013-2014 годов в итоге превратился в феерию Gucci.
Ну и, конечно, нельзя не отметить, что теперь красивые девушки хотят выглядеть умными: большие очки в стиле geek-chic больше не являются верным признаком ботана. Наоборот, они воспринимаются как сексуальный аксессуар, особенно в сочетании с джинсами и водолазкой.