Cообщи

Личный опыт: что, если в декрет идет не она, а он?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Krasotka.ee
Copy
Папа и дочь. Снимок иллюстративный
Папа и дочь. Снимок иллюстративный Фото: SCANPIX

Отправляющийся в декретный отпуск мужчина явление такое же редкое, как… Впрочем, сравнить особо и не с чем. Хотя бывают яркие исключения: на днях основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что возьмет двухмесячный отпуск по уходу за ребенком после рождения дочери и что компания поощряет в том и других сотрудников мужского пола.

Папа попал

Ни один аспект семейной жизни не окружает столько стереотипов, как прибавление в семье и связанное с этим событием распределение обязанностей. И не важно, где живут молодые родители — в США, Великобритании или России: условия предоставления декретного отпуска, конечно, сильно различаются, но центральной идеей все равно пока остается концепция «отец — добытчик, мать — хранительница очага». Исследователи из Boston College’s Center for Work & Family недавно опросили 3000 американцев и выяснили, что на словах многие согласны заботиться о ребенке наравне с женой, но на деле и по статистике на каждый месяц отпуска по уходу за ребенком матери в США приходится лишь один день аналогичного отпуска отца.

Между тем исследователи молодых семей сходятся во мнении, что папа в декрете — явление очень позитивное и полезное как для самого отца, так и для его семьи. Мужчина, с первых дней вовлеченный в процесс ухода за ребенком, лучше его понимает впоследствии и эффективнее воспитывает; у его второй половины снижается риск постродовой депрессии; ребенок, с начала жизни чувствующий близость отца, активнее развивается и растет более здоровым.

Cоциологи признают, что в современном обществе мужской «декрет» по-прежнему считается почти позором и может повлечь за собой неприятные последствия. Ученые из Орегонского университета выяснили, что мужчины, решающиеся на это, в дальнейшем сталкиваются даже с большими карьерными проблемами, что и женщины, которые обзавелись потомством: их меньше продвигают по службе и реже повышают зарплату.

«В наши дни мужчина, который заявляет "Мои дети для меня важнее работы" до сих пор сталкивается с неприятием, — говорит Скотт Колтрейн, социолог, изучающий отцовство, — но факты таковы, что женщины все чаще становятся главными добытчицами в семье, или, по крайней мере, их вклад весьма заметен».

День сурка

Сотрудник американского Ernst & Young Тодд Бедрик решил взять шесть недель отпуска по уходу за ребенком с тем, чтобы его жена Сара смогла быстрее выйти на работу (она преподаватель). Он освоил такие искусства, как замораживание и размораживание грудного молока, а также часовое неподвижное сидение с заснувшей на его груди дочкой. Он каждый день ездил с ребенком к жене в колледж, чтобы она могла покормить малышку и понянчиться с ней без отрыва от производства. Вечером, когда Сара приходила домой, Тодд немедленно «отрубался» на диване. Он также взял на себя укачивание и пение колыбельных хнычущему посреди ночи чаду.

«Помнишь, если раньше я приходил с работы и видел, что белье не выстирано и ужин не готов, то я говорил, что ничего страшного и я все понимаю? Так вот, я тогда, вообще-то, так не думал. Но вот теперь я понимаю», — признался Тодд Саре, имея в виду огромное количество домашних дел.

Бедрик говорит, что ни о чем не жалеет, поскольку та тесная связь с дочерью, которую он почувствовал, стоит всех сложностей.

Хорошая компания

EY не единственная крупная компания, поощряющая «папские» отпуска. Задолго до заявления Цукерберга о грядущем «декрете», в Facebook говорили о том, что будут предоставлять молодым отцам до четырех месяцев отгулов по такой уважительной причине, как прибавление в семействе.

 «Это очень личное решение, я решил взять двухмесячный отпуск по уходу за ребенком», — написал Цукерберг в Facebook. Он привел в пример результаты исследований, согласно которым временный уход родителей с работы после рождения ребенка оказывает положительное влияние на семью в целом.

В 2013 году вице-президент Facebook Том Стоки в длинном посте рассказал о своем подобном опыте. «Все коллеги и знакомые удивлялись моему решению: опытные родители спрашивали, зачем мне эти муки, а те, у кого нет детей, вопрошали, как можно сидеть без дела столько времени. И все интересовались, не боюсь ли я, что это плохо скажется на моей карьере», — написал топ-менеджер. Сообщение, предназначенное для друзей, вскоре получило много репостов и широко циркулировало по соцсети.

По словам Стоки, потом многие коллеги-мужчины подходили к нему посоветоваться, как решиться на аналогичный шаг.

«Они так волновались о своем имидже. Я стал вроде модели для подражания, дал сигнал, что взять отпуск на четыре месяца — это окей и, вообще-то, даже круто», — отмечает Стоки.

После того как Стоки вернулся в офис, они с женой (она вице-президент Google) договорились поделить обязанности по уходу за малышом: на ней стирка и готовка для дочки, на нем — купания и, как с удовольствием отмечает сам отец, «заказы всего на Amazon Mom».

Не все истории о «папских» отпусках такие позитивные. В 2013 году бейсболист New York Mets Дэниел Мерфи подвергся критике после того, как взял всего три дня отгула, приурочив их к операции кесарева сечения, которую делали его жене. Он пропустил важную игру. «Ты известный спортсмен; ты мог бы нанять няню», — обратился к нему радиоведущий Майк Франчеза.

Звериный оскал капиталистического «декрета»

Различия в продолжительности и финансовых условиях отпуска по беременности в разных странах, как известно, очень велики. Американские работодатели, скорее всего, пришли бы в ужас, узнав, что в России оплачиваемый отпуск по беременности и родам — минимум 140 дней, а затем еще полагается отпуск по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста (частично оплачиваемый). В США показатели намного скромнее: 12 недель неоплачиваемого отпуска для матери новорожденного.

В Великобритании — шесть оплачиваемых полностью недель, в Китае — от 90 до 120 дней с полным сохранением зарплаты (но потом на работу).

Впервые в мире отпуск по беременности и родам был введен в Советской России в 1917 году. Советом народных комиссаров был принят декрет «О пособии по беременности и родам», согласно которому женщина имела право на сохранение рабочего места и оплачиваемый отпуск по беременности и родам в 112 дней (8 недель до родов и 8 недель после родов). Именно поэтому в России и бывших советских республиках отпуск по беременности и родам называют «декретный отпуск».

Далеко не во всех национальных законодательствах прописано, что мать и отец имеют равные права на отпуск по уходу за ребенком. В Штатах продолжительность такого отпуска для пап регулируют сами компании-работодатели. В РФ для отцов предусмотрены почти такие же права и льготы, как и для матерей. «Почти», потому что отпуск по беременности им, конечно, не положен.

«Дело женщины — семья»

Теоретически с Цукербергом солидарны 39 процентов российских мужчин, состоящих в браке и планирующих детей: они не исключают для себя возможности взять отпуск по уходу за ребенком вместо жены, выяснили эксперты Superjob. Но если Цукербергом владеют отцовские чувства, то российскими мужчинами в основном — финансовые соображения.

Среди планирующих ребенка респондентов 27 процентов склоняются к такому варианту, поскольку жена зарабатывает больше. Еще 12 процентов готовы над этим поразмыслить.

«Жена, уйдя в декрет, будет получать гораздо меньше, чем я, если уйду в декрет. Она уволится и будет сидеть с ребенком, а я на другом месте работать дальше. Таким образом наш общий доход даже вырастет», — подсчитал один из опрошенных.

У некоторых мужчин уже есть подобный опыт: «Брали отпуск оба — сначала жена, затем почти год — я. Завод наш стоял из-за кризиса, а у нее на железной дороге хоть как-то платили», — поделился воспоминаниями 41-летний респондент из Липецка.

Но большинство (а именно, 61 процент опрошенных), все же не могут представить себя в царстве подгузников и бутылочек.

«Работа мужа важнее и прибыльнее, а призвание женщины все-таки — семья», — считает 37-летний оператор ПК из Ростова-на-Дону.

Наверх