Истории о романах учителей и учеников всплывают практически ежемесячно. Буквально неделю назад стало известно об очередном случае, на этот раз в штате Северная Каролина, США. Российский сайт SUPER попросил психолога Татьяну Лапшину рассказать, в чём заключается привлекательность таких отношений и почему взрослый человек не может сдержать своих желаний:
Учительница первая моя: почему учителя занимаются сексом с учениками?
«В первую очередь надо сказать, что такие истории не изобретение нашего времени. О любви учеников и учителей писал ещё Платон. Средневековье подарило нам историю Абеляра и Элоизы, философа и его выдающейся ученицы, тайных супругов.
В современном мире всё больше внимания уделяется заботе о безопасности подростков — как часть тенденции человечества заботиться о своих потомках более длительное время. У учёных есть основания полагать, что до XIX века в Европе не существовало отдельной возрастной категории «подростничество» и ребёнок довольно быстро превращался в молодого взрослого. Сейчас же подростковый период продолжает детство, а значит, о подростках, как и о детях, нужно заботиться, в том числе оберегать их от сексуальных домогательств.
Для описания влечения взрослого человека к подросткам сексологи используют понятия «эфебофилия» и «гебефилия». О гебефилии говорят, когда взрослый испытывает влечение к мальчикам или девочкам в возрасте 11—14 лет. Эфебофилией называют влечение к людям в возрасте 15—19 лет. Согласно используемым сейчас классификациям болезней, ни эфебофилия, ни гебефилия не являются заболеванием. Как правило, взрослых возбуждает неопытность и незрелость подростков в сочетании с нередко уже сформированным, похожим на взрослое телом. Хотя встречаются случаи, когда взрослого влечёт как раз не до конца оформившееся тело.
Обсуждая романы учителей и их учеников, неверно говорить сугубо о сексуальном влечении. Это было бы грубым упрощением. Отношения учитель — ученик часто складываются как глубокие и доверительные. В подростковом возрасте очень важен опыт построения первых межличностных отношений, а отношения с учителем могут стать эталоном, ведь хороший учитель — умный, стремящийся к саморазвитию, поддерживающий, заинтересованный. Ученики воспринимают учителя как более компетентного во всех сферах, в том числе в сексуальной. А опыт партнёра кажется крайне привлекательным в условиях только что пробудившейся сексуальности, с которой ещё не очень понятно, как обращаться. Ученики чаще влюбляются в учителей, чем наоборот. При этом нужно понимать, что ситуация влюблённости — большое искушение для учителя. Большинство молодых людей в своей первой любви преданные, открытые, страстные, что не всегда можно встретить со взрослым партнёром.
Влюблённость в учителя может как поддержать интерес ученика к учебе, так и снизить учебную мотивацию. В первом случае подросток изо всех сил старается понравиться учителю и для этого уделяет больше внимания преподаваемым им дисциплинам. Со временем такой интерес может переключиться целиком на науку и заложить основу профессиональных интересов подростка. Иногда же чрезмерное эмоциональное возбуждение, смущение, страх отвержения, напротив, препятствуют освоению материала, преподаваемого привлекательным педагогом.
В ситуации любовных отношений между учителем и учеником сложно определить, не являются ли эти отношения использованием подростка в сексуальных целях. Обладая авторитетом и властью над учеником, учитель может использовать их для побуждения подростка к действиям, к которым тот не готов. Опыт сексуального злоупотребления может существенно осложнить развитие личности подростка, подорвать его доверие к людям и осложнить дальнейшее развитие сексуальности.
Любовная связь между учителем и учеником, вне зависимости от того, перешла ли она рамки сексуальной близости, представляет собой угрозу профессиональной деятельности учителя. Учитель может выделять возлюбленного среди остального коллектива, что приводит к ревности других подростков; мешает быть непредвзятым, обучать и оценивать результат обучения. Поэтому романтические отношения с учеником порицаются педагогической этикой вне зависимости от того, сколько лет участникам отношений, а также наказываются законодательно.
Таким образом, получается, что сексуальные отношения между учителем и учеником, с одной стороны, нарушают законы некоторых государств, в которых возраст согласия находится за чертой возраста ученика. С другой стороны, являются нарушением профессиональной этики, создавая двойной контекст отношений, с которым сложно справиться и ученику, и учителю. А вот пойдут ли такие отношения на пользу или навредят участникам, зависит от большого количества факторов, в том числе от честности и ответственности участвующего в них педагога».