Американские медики проследили за работой мозга анорексиков и раскрыли те нарушения в его работе, которые заставляют таких женщин и мужчин не есть даже тогда, когда их жизни угрожает смертельная опасность.
Ученые выяснили, как мозг анорексиков запрещает им есть
Нейрофизиологи из Нью-Йорка раскрыли возможный механизм того, как развивается анорексия и почему мужчины и женщины, страдающие от этой болезни, не хотят есть даже в предсмертном состоянии, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.
Нервная анорексия — расстройство приема пищи, при котором человек сознательно ограничивает себя в еде вплоть до полного отказа от нее, так как боится поправиться. Им страдает примерно 1% женщин в мире, а процент смертности от него среди всех психических расстройств составляет около 10%. Считалось, что на ее появление влияют культурные факторы, стресс и социальная среда, однако недавно ученые показали, что в ее развитии замешаны нарушения в гене ESRRA.
Джоанна Стайнгласс из университета Колумбии в Нью-Йорке (США) и ее коллеги раскрыли механизмы возникновения этого расстройства на уровне нервной системы, наблюдая за работой мозга двух дюжин женщин, страдавших от анорексии, и аналогичного числа здоровых людей. Для этого ученые приглашали участниц эксперимента отобедать в специальной лаборатории, представлявшей собой особый магнитно-резонансный томограф, позволявший нейрофизиологам следить за активностью отдельных регионов мозга в режиме реального времени.
Во время каждого сеанса наблюдений Стайнгласс и ее коллеги предлагали своим подопечным различный выбор блюд, от очень жирных и до очень легких. Во время этого действия ученые следили за тем, какую они выбирали пищу, и как менялась работа мозга при изучении каждого блюда.
Как оказалось, у женщин, страдавших от анорексии, было чрезмерно активно так называемое полосатое тело – особый регион мозга, отвечающий за управление поведением и привычками. Нарушения в этой части нервной системы, как объясняют авторы статьи, ассоциируются с развитием синдрома Туретта, навязчивыми формами поведения, наркозависимостью и рядом других расстройств. Сами исследователи считают, что ближайшим аналогом анорексии можно считать обгрызание ногтей, мышечные тики или трихотилломанию (вырывание волос).
"Мы уже работаем над созданием новой методики психотерапии, основанной на принципах выработки противоположной привычки, которая поможет нашим пациентам избавиться от анорексии. К тому же, параллельное изучение этих нарушений в работе мозга может помочь нам найти медикаментозные способы борьбы с ней", — заключает Стайнгласс.