Дети, как известно, легко увлекаются. Особенно сейчас, когда каждый мультфильм немедленно приходит в жизнь со всех сторон – сразу же после премьеры появляются книги, игрушки, одежда. Мультфильмы превратились в сериалы, и их можно смотреть бесконечно, скачав на свой компьютер или даже телефон. Так что склонность ребенка влюбляться в придуманного героя поддерживается и культивируется индустрией. Каких последствий можно ожидать родителям?
Любимые герои детей: чем это грозит маме
Почему один ребенок сходит с ума от Гарри Поттера, а другой – от «Звездных войн»? Почему так популярны (и уже много лет!) Человек-паук и Золушка, хотя появилось множество новых персонажей? Можно ли по выбору кумира что-то понять о ребенке, например, о его потребностях и характере?
Поговорив со многими родителями, я поняла, что среди всех персонажей, на которых «западают» дети, можно выделить несколько типажей. Это: волшебники, сироты, супергерои, принцессы, восстающие против родителей, дети из счастливых семей. Часто любимый герой объединяет в себе два (или больше) типажа: например, Гарри Поттер одновременно является сиротой и волшебником, а дядя Федор – восстающий против родителей и ребенок из счастливой семьи. Давайте посмотрим на каждый из типажей и попробуем разобраться, что они значат для ребенка.
Сирота
Удивительно, сколько сирот среди популярных детских героев, начиная от Золушки (не совсем сирота, но отец не защищает ее) до Гарри Поттера и феи Блум, главной героини сериала Winx. Сиротами являются Маугли, Пеппи Длинныйчулок, Чебурашка и Лунтик! Хулиганка Маша из хита «Маша и Медведь» вроде и не сирота, но родителей ее никогда не видно, а сама девочка разгуливает где хочет и делает абсолютно все, что ей заблагорассудится.
Почему дети так любят следить за приключениями этих героев? Ответ на этот вопрос отчасти дает классик психоанализа Альфред Адлер, который утверждал, что все дети в той или иной степени испытывают комплекс неполноценности. Они меньше и слабее взрослых, у них нет опыта, они полностью зависят от родителей. Ребенок не может сам решать, чем ему заниматься, с кем дружить, что есть и во что играть. Именно поэтому, считает Уильям Индик, автор книги «Психология для сценаристов», дети так любят следить за приключениями тех, кто преодолевает эту зависимость и становится свободным. Сиротство для ребенка как раз и означает свободу от гнета взрослых, возможность реализовывать свои собственные желания. Разумеется, это не означает, что ребенок не любит родителей и хочет от них избавиться, он лишь с помощью кино неосознанно удовлетворяет мечту о неограниченной свободе и независимости.
Дети, восстающие против родителей
Этот типаж можно назвать логичным продолжением героя-сироты. Ребенок, который нарушает родительские запреты, становится свободным, проходя через невероятные приключения. Почти все фильмы студии Дисней построены именно на этой коллизии. Один из самых ярких примеров – львенок Симба из «Короля-Льва», который убегает от родителей в лес вопреки наставлениям отца. Не менее любима детьми и Русалочка, которая нарушает запреты и выходит за границы привычного подводного мира, тем самым делая первый шаг к реализации собственных желаний. Конечно, обожание Симбы или Русалочки не означает, что ребенок только и ждет, как бы сбежать от надоевших родителей и все сделать по-своему. Но, может быть, его естественное, физиологическое стремление к самостоятельности, которое усиливается по мере взросления, не удовлетворяется в полной мере.
Однако самым важным становится то, что происходит в историях в конце. Как правило, после окончания приключений ребенок осознает свою привязанность к семье. Он возвращается к родным, но возвращается в качестве победителя или даже спасителя, ведь часто именно ребенок в сказке спасает родителей от катастрофы (отличный пример – «Дети-шпионы»), тем самым как бы меняясь ролями с родителями. Это тоже одна из глубинных психологических потребностей – присоединиться к родительскому архетипу.
Волшебники
Обратите внимание, что самые популярные волшебники с виду – совершенно обыкновенные мальчики или девочки. У них есть проблемы в школе и в отношениях, словом, они переживают все то же самое, что и каждый ребенок, который смотрит фильм. Но при этом существует второе дно – волшебство. Два самых показательных примера последних двух десятилетий – Гарри Поттер и феи Winx. Это действительно уникальные истории, авторы которых сумели уловить сразу множество детских потребностей.
И Гарри, и фея Блум живут в приемных семьях и до поры, до времени не подозревают о своей избранности. Но затем выясняется истинное происхождение героев – Гарри оказывается сыном магов, а фея Блум – принцессой королевства планеты Доминго.
Каждый ребенок при этом вполне может примерить на себя такой соблазнительный образ: «с виду обыкновенный, живет со скучными родителями такой же жизнью, как и все вокруг. Но на самом деле – уникальный, неповторимый, из семьи королей или волшебников». Так происходит процесс самоидентификации, взращивания представления о себе и о своем месте в окружающем мире. Именно сочетание привычных проблем – учебы в школе, отношений с друзьями и подругами, следовании моде, создании своей команды, влюбленностей и т.д. – с волшебством, делают образы такими привлекательными. Повседневная жизнь ребенка, накладываясь, как переводная картинка, на сюжетные линии любимого фильма или сериала, тоже приобретает магическую окраску, становится не такой уж обыденной и скучной.
Супергерои
«У супергероя с уникальными способностями, – говорит Светлана Филяева, – мальчики и девочки берут то, чего не хватает в реальной жизни, «достраивают» себя с помощью сказочной силы. Кому-то нужно знать приемы боя, чтобы всех побеждать и чувствовать себя уверенней. Кому-то хочется быть невидимкой, исчезать, чтобы на время стать самим собой, выйти из зоны контроля взрослых».
«Детские фантазии о принцессах и супергероях, связаны с врожденным стремлением к превосходству, свойственным всем людям, но особенно ярко проявляющимся у детей, чувствующих себя физически, интеллектуально и социально слабее взрослых», – пишет Уильям Индик, основываясь на теории Адлера.
Но супергерои – разные. Стоит обратить внимание, кто именно становится кумиром для ребенка. Возьмем, например, Железного человека. Обычный человек окружает себя непроницаемой броней, увеличивающей в разы его силу и защищающей от нападения. Там, внутри, – страдающая, любящая и в целом ранимая душа, которой не приносят счастья миллиарды. Надевая костюм, Тони Старк прячет от мира свои слабости и становится несокрушимой машиной. Вполне можно предположить, что ребенок, обожающий Железного человека, неосознанно пытается уберечь от взрослых свои чувства, стать менее проницаемым для всевидящих родительских глаз. Рекордсменом по популярности во всем мире стал, конечно, Человек-паук. Придуманный еще в 1962 году, это герой продолжает оставаться главным любимцем детей и подростков. Что они в нем находят? В Человеке-Пауке воплотились почти все типажи, о которых мы говорим, и добавились новые. Он, разумеется, сирота, воспитывается дядей и тетей. Сначала Питер Паркер был закомплексованным одиноким подростком, которого обижали в школе – роль, которую миллионы подростков легко примеряют на себя. Затем он стал студентом, который не слишком хорошо учился, а потом и заурядным фотографом. У него куча проблем, если бы не одна деталь – после укуса паука он неожиданно приобретает волшебную силу и отныне умеет передвигаться по отвесным плоскостям, выпускать паутину, летать по воздуху на этой паутине и т.д.
Как мы видим, Человек-паук – совсем иной герой. В «неволшебной» жизни он скорее неудачник (в отличие от миллиардера Старка), а его сверхспособности не то, чтобы его слишком радовали, скорее он принимает их как неизбежность. Наконец, его костюм полностью обезличивает его, давая каждому шанс представить внутри костюма самого себя. Благодаря всему этому, Человек-паук прекрасно поселяется в душе каждого ребенка, которому хочется больше свободы, хочется выйти за пределы рутины – взмыть вверх надо всеми и пройти по вертикальной стене.
Принцессы
Собственно, все, что мы говорили о супергероях, применимо и к принцессам, только в женском варианте – это сказочные архетипы женственности, красоты, изящества, образец для подражания и вдохновения. «Но если вы немного знаете тему, – говорит Светлана Филяева, – то заметите, что принцессы бывают разные. Золушка, Жасмин, Эльза («Холодное сердце») отличаются и по темпераменту, и по способностям. Золушка более пассивна, Жасмин не боится приключений, Эльза проходит длинный путь принятия своей индивидуальности и обладает необычными сверхспособностями, решает вопросы конкуренции с сестрой… По выбору принцессы мама и папа могут сделать вывод, кто у них растет – маленькая романтичная принцесса или принцесса-воин, любительница приключений или принцесса, которой нужна поддержка, чтобы раскрыть свою настоящую силу».
Давайте посмотрим на любимую многими девочками диснеевскую Рапунцель. Сначала знакомые нам «кирпичики» – девочка растет в приемной семье, мама на самом деле не ее мама, а колдунья. Рапунцель отличается от всех своими длинными волосами, которые обладают волшебными свойствами. В начале истории она заперта колдуньей в башне, но затем встречает принца, освобождается от власти мачехи-колдуньи и покидает свою многолетнюю тюрьму. Старая сказка братьев Гримм о Рапунцель всегда интересовала психологов и психиатров – они усматривали в ней сценарий женского поведения, конфликт матерей и дочерей и множество других любопытных вещей, о которых вряд ли задумывается девочка, которая смотрит мультфильм.
Но нам, взрослым, понятно, что в этой истории действительно есть важная подоплека: мать изолирует дочь от всего мира, потому что она не мать, а мачеха. Она не хочет отпускать от себя девочку, потому что использует ее красоту в своих целях. Но есть еще одна любопытная деталь – даже будучи запертой в высокой башне, находясь в полной зависимости от матери, Рапунцель находит своего принца, который помогает ей освободиться. И девочка, которая в силу возраста тоже полностью зависит от родителей, охотно примеряет этот образ на себя. А если мать властная или слишком опекающая, то Рапунцель становится еще ближе и роднее.
Счастливые семьи
Целый отряд любимых персонажей – это счастливые семьи, чаще всего – животных. Сюда можно отнести Мумми-троллей, телепузиков (которые скорее похожи на братьев и сестер), Барбоскиных, семейку свинки Пеппы и т.д. В этих семьях существуют незыблемые правила и повторяющиеся ритуалы, которые организуют бурную жизнь. Рассматривая жизнь такой семьи, ребенок получает возможность смотреть на себя с точки зрения ребенка, родителя, бабушки или дедушки. Кроме того, разнообразные истории позволяют проигрывать проблемные ситуации в «лабораторных условиях» – что делать, если обидел бабушку, как просить прощения, какому подарку мама рада больше всего, как быть, если брат жадничает и дерется.
Один из самых ярких примеров – мультфильмы про свинку Пеппу. Эта, прямо скажем, неказистая свинка обаяла практически всех дошкольников планеты, и тому есть веские причины. Ей 4 года (столько же, сколько большинству зрителей), у нее есть младший брат, с которым она периодически воюет за игрушки и родительское внимание. Она вообще бывает жадной и эгоистичной – как и все нормальные дети от трех до пяти. То есть свинка Пеппа – типичнейший ребенок, далекий от идеала, что делает ее «своим парнем» для детей. Ее семья тоже вполне нормальна (в отличие от безупречных родителей Барбоскиных) – у доброго заботливого папы есть лишний вес, он не очень «рукастый» и не ориентируется на местности. А мама работает дома за компьютером и, бывает, не успевает уследить за проделками детей. Но уж когда она играет вместе с ними – это очень весело. При этом в семье свинки Пеппы есть важная вещь: родители принимают детей такими, какие они есть, и многое им позволяют. Дети-свинки обожают лужи, и каждая прогулка начинается с того, что вся семья с радостью прыгает в ближайшую лужу, а потом папа отмывает детей в ванной. Это ли ни мечта каждого ребенка?
Конечно, это не все. Возможно, ваш ребенок – фанат «Тачек» или динозавров, Маши или Чебурашки, викингов или маленьких пони... Но теперь вы можете (и я очень советую это сделать!) разобраться в том, что находит он именно в этих героях, и в чем таится скрытый смысл его привязанности. Это поможет не только лучше понять потребности ребенка, но и увидеть его со стороны, разобраться в его индивидуальности. Это не так просто, как может показаться.