Похоже, в битве между латвийским курортным городом Юрмала и международным конкурсом молодых исполнителей «Новая Волна» проиграла Юрмала… Конкурс и в этом году состоится, пройдет уже в 14-й раз, только в другом месте – в Сочи. Город был выбран из множества предложенных. Кстати, Эстония предлагала перенести «Волну» в наш курортный Пярну…
«Новая Волна» на Юрмалу не накатит. Видимо, уже никогда…
С юрмальского побережья «Новая Волна» схлынула, похоже, навсегда, а вот у знаменитого курорта Сочи есть все шансы стать для конкурса местом постоянной прописки. На сочинский берег «Новая Волна 2015» вместе с молодыми исполнителями и звездами российской, да и мировой эстрады накатит в последние дни августа – с 25-е по 30-е.
«Все и дальше будет круто!»
- Очевидно, специально выстроенная для конкурса концертная площадка в Сочи теперь станет постоянным местом проведения «Новой волны», - подтвердили Limon.ee в пресс-службе компании композитора, музыкального продюсера и народного артиста России Игоря Крутого «АРС», которая и является учредителем и организатором конкурса. – Сроки проведения были определены по договоренности оргкомитета «Новой Волны» и руководства российского города-курорта.
Также в компании Крутого замечают, что сменив место жительства, «Новая Волна» не станет менее ярким музыкальным и светским событием, наоборот – ожидается, что ажиотаж вокруг конкурса и интерес к нему только возрастет. Причем, как у публики, так и самих артистов, музыкантов, начинающих исполнителей и представителей СМИ.
Председательствовать в жюри конкурса и дальше будет Игорь Крутой.
Латвийский запрет
Напомним, что сменить место проведения конкурс «Новая Волна» вынудил инцидент, который произошел в прошлом году.
Накануне открытия «Новой Волны 2014» в Юрмале латвийское правительство наложило вето на въезд в страну трех завсегдатаев «Волны» - народного артиста СССР Иосифа Кобзона и народных артистов России Олега Газманова и Валерии. Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич объявил их персонами нон-грата за «агрессивную поддержкку аннексии Крыма и за то, что эти люди неоднократно публично уничижительно отзывались о действиях Украины».
«Вот и не верь после этого в «чертову дюжину» (в то время «Волна» в Юрмале проходила в 13-й раз. – Прим. Н.К.), – с грустной улыбкой заметил Игорь Крутой на пресс-конференции, посвященной открытию конкурса. – Это стало для нас полной неожиданностью. А ведь можно было объявить об этом заранее, а не за день до открытия конкурса. Дело в том, что каждый артист планирует свой приезд на «Новую Волну», выкраивает время в своем графике, готовит эксклюзивные номера для концертной программы. Хорошо еще, что Валерия не успела взлететь. Она должна была вылетать из Швейцарии, оттуда до Латвии у нее был оплачен чартерный рейс. А Иосифа Давыдовича Кобзона новость застала в аэропорту… Ощущение, что специально было сделано… Насколько это правильно, не знаю. Люди высказали свою позицию. Что это за меры? Я не понимаю… А если Лайма Вайкуле выскажет свое мнение насчет ситуации в России, мы что должны запретить ей въезд в нашу страну или она должна перестать сниматься в российских телепрограммах?.. Когда мы с Раймондом Паулсом стали говорить о том, чтобы не реанимировать конкурс молодых исполнителей в Юрмале, который проходил в советское время, а начать тут новый конкурс, как раз и оговаривали, что его не должна касаться политика. И до сих пор это удавалось, мы не поддерживали никакие партии, просто занимались своим делом… Признаюсь, в первые мгновения после того, как я узнал новость о запрете Кобзону, Газманову и Валерии на въезд в Латвию, мне захотелось послать все к чертовой бабушке, ведь я – живой человек. Но я понял, что просто не имею на это права. У телевизора собирается многомиллионная аудитория, множество зрителей придет в юрмальский концертный зал «Дзинтари», чтобы своими глазами увидеть «Новую Волну», к конкурсу готовились молодые исполнители… И что же? Все они должны пострадать из-за одного человека? Думаю, нет. Поэтому, конечно, конкурс состоится. А что будет в следующем году, зависит не от меня. Надеюсь, конкурс не пропадет. Но моя позиция такова: он должен проходить в Юрмале, я всегда говорил о здешней неповторимой атмосфере, а концертный зал «Дзинтари» - намоленное музыкой место…»
«Новая Волна» – международный, а не российский конкурс молодых исполнителей, – добавил председатель оргкомитета конкурса Александр Шенкман. – И задача «Волны» - поиск и продвижение талантов со всего мира. Но вместе с тем конкурс служит рекламой Латвийской Республики, потому что сотни миллионов телезрителей в разных странах по разным каналам смотрят «Новую Волну», узнают, что такое Латвия, какая она красивая и гостеприимная. И множество людей каждый год хотят приехать сюда. И в этом тоже состоит ценность «Новой Волны». Ведь если бы сама Латвия занималась подобным продвижением, это стоило бы десяток миллионов евро из ее бюджета ежегодно…».
Терпение лопнуло
Конкурс в прошлом году все-таки состоялся.
- Я доволен тем, как все прошло в творческом плане. Запрет на въезд в Латвию Кобзону, Газманову и Валерии придал нервозности, но вместе с тем и собранности, – сказал Игорь Крутой, подводя итог «Новой Волне 2014». - В сложившейся ситуации мы старались понравиться зрителям и зал отвечал: публика искренне выражала свои эмоции – люди смеялись, плакали, грустили… Зал встал, приветствуя Аллу Пугачеву (на «Новой Волне» ее муза – примадонна российской эстрады – отсутствовала два года подряд, снова вернулась в 2014-м. – Н.К.). Люди вставали и когда на открытии конкурса Леонид Агутин исполнял песню «Городок» в память о Юре Варум… Но мне не ясно другое: почему вокруг нашего мероприятия происходит какая-то возня? Все цепляют «Новую Волну» в политическом контексте, при том, что наш конкурс – абсолютно вне политики, при том, что мы учитываем, в какой стране мы находимся, и не позволяем себе никаких шуток касаемо Латвии. А цепляют, наверное, потому, что наше мероприятие – самое заметное в Юрмале событие, а, значит, и экономически выгодное для Латвии, а разбирается кто-то, видимо, друг с другом внутри страны. Но это – единицы, а большинство за то, чтобы тут был конкурс. Но если меня доведут до определенной точки кипения, «Новой Волны» в Юрмале больше не будет. Предложений, куда можно ее перенести, мне уже поступило много. Но, тем не менее, я не хочу уходить из Юрмалы, здесь особая атмосфера, да и если я уйду, сделаю это раз – сюда с этим мероприятием я уже не вернусь. Потому что в другом месте я окопаюсь, и буду делать конкурс так, как я могу и умею. Поэтому я не спешу покидать Юрмалу, но хочу, чтобы и отношение к нашему мероприятию здесь изменилось. Ведь мы в этой стране тратим свои деньги. И за это право, а никакие скидки нам не предоставляются, мы еще и должны выслушивать, что эти деньги грязные, что кто-то пиарится и тому подобное. Есть же какой-то предел терпению…»
Видимо, взаимное терпение все-таки лопнуло. «Новую Волну» Крутой из Юрмалы увел. Масла в огонь видимо подлил и другой случай, последовавший сразу за конкурсом. «Новая Волна 2014» завершилась 27 июля, а 29-го – Игорь Крутой отмечал 60-летие. Для торжества был арендован зал Латвийской Национальной оперы, аренда обошлась маэстро Крутому почти в десять тысяч евро. В придачу к этому Игорь Крутой пожертвовал опере 120 тысяч евро, как заметил председатель ее правления Зигмар Лиепиньш, такого крупного пожертвования от частного лица Латвийская опера никогда не получала.
Тем не менее, у части латвийского общества вызвало недовольство то обстоятельство, что российский композитор празднует свой юбилей в таком месте. Прозвучал аргумент, что «символ государства используется для развлечения гостей из России, которые поддерживают политику Кремля на Украине». Местные активисты даже пробовали организовать в день рождения Игоря Крутого акцию протеста в Риге, хотя получилась она малочисленной.
Кто с чем остался?
Кто с кем не смог договориться, кто кому перешел дорогу, разбирать поздно. Факт остается фактом – «Новая Волна 2015» юрмальский берег не омоет. Кстати, вместе с этим громким мероприятием латвийский курортный город покинули и юмористические фестивали «Юрмала», участие в которых принимали знаменитые российские юмористы, Клуба Веселых и Находчивых – «Голосящий КиВиН» (известно, что он «улетел» в Калининград) и «Неделя Высокого Юмора c Comedy Club в Юрмале».