По какой причине обнажение женской груди является многовековым табу? Почему в соцсетях нельзя показывать соски? Вот что желают знать последователи общественного движения Free The Nipple. Недавно к виртуальным активисткам присоединилась сама Мадонна, опубликовав ню-снимок, призывающий бороться с «лицемерием в социальных медиа» (правила Facebook и Instagram подразумевают блокирование фото с обнаженным бюстом без согласия правообладательницы). Очень разные женщины, знаменитые и не очень, хотят добиться, чтобы молочные железы из «срамного места» превратились в нормальную часть тела.
Женщины всего мира требуют разрешить демонстрировать свой бюст в соцсетях
Голый бунт
Движение Free The Nipple, проводящее кампании как в онлайне, так и в офлайне, известно с декабря 2013 года. Его основательница, американский режиссер Лина Эско, сняла в 2012 году одноименный фильм, отстаивающий право женщин на топлес в определенных повседневных ситуациях наравне с мужчинами, но он не прошел цензуру.
Тогда активистка инициировала онлайн-движение, создав хэштег #FreeTheNipple, который в 2014 году взорвал соцсети и был использован десятки тысяч раз.
«Мы говорим о равенстве. Почему в Facebook можно показывать обезглавливание, а кормление грудью — нельзя? Если вы запрещаете любовь и наготу, запретите и насилие», — заявляет Эско.
Основные тезисы движения Free The Nipple:
равные права для мужчин и женщин;
более разумная система цензуры в сети;
легализация кормления грудью на публике;
отмена запрета на публикацию фото женской груди в контексте несексуального характера (например, все то же кормление ребенка)
Звездные активистки против соцсетей
Скорее всего, изначальные энтузиастки Free The Nipple так и остались бы для всех чудаковатыми феминистками, если бы в их ряды не влились многие известные девушки.
Знаменитостям женского пола не понравилось, что Instagram и Facebook считает возможным блокировать их личные снимки по причине якобы излишней эротичности, и они решили выразить свое недовольство, используя хэштег #FreeTheNipple. Так движение обрело массовую популярность.
Установленные Instagram и Facebook правила предполагают блокирование фотографий, на которых изображена женская грудь с неприкрытыми сосками. Если соски заретушированы, фото голой груди считается приемлемым, то есть в бан угодила даже не собственно грудь, а соски. Активисток Free The Nipple возмущает, что при этом мужские соски не попадают под запрет. В чем разница-то, удивляются они.
В апреле 2015 года в ряды возмущенных несвободой соска влилась Мадонна.
Одной из первой среди звезд к Free The Nipple примкнула Рианна, которая пала жертвой цензуры после публикации в Instagram смелых снимков из ее фотосессии для журнала Lui. Фото были заблокированы, а певице пообещали вовсе удалить ее аккаунт, если она и впредь будет нарушать пользовательское соглашение. В знак протеста Рианна разместила те же фото в Twitter, не отличающемся столь драконовской цензурой.
Вскоре к Рианне присоединились Майли Сайрус, намеренно выложив фото топлес и сопроводив его все тем же хэштегом.
Актриса Челси Хэндлер обиделась на Instagram после того, как был заблокирован ее топлес-снимок, на котором девушка сидит верхом на лошади. В доказательство абсурдности политики соцсети Хэндлер выложила вдогонку знаменитое фото, где на лошади запечатлен голый по пояс президент России Владимир Путин.
В истории общественного движения уже накопилась целая коллекция абсолютно нелепых запретов. Например, когда малышка Уиллоу, 14-летняя дочь Уилла Смита, тоже записалась в активистки и выложила в Instagram свой снимок в футболке с принтом в виде обнаженной женской груди, фото было немедленно заблокировано.
Заблокировали карандашный рисунок обнаженной женщины (даже не особенно реалистичный), опубликованный редактором журнала Vogue Грейс Кодингтон. Более того, аккаунт журналистки был удален.
Под запрет в разное время попадали и публикуемые пользователями соцсетей фото произведений искусства, содержащие все тот же злосчастный сосок.
А вот дочери Брюса Уиллиса предпочли устроить офлайн-акции в поддержку движения Free The Nipple. Скаут Уиллис прогулялась топлес по Нью-Йорку (в штате легализовано право для мужчин и женщин появляться на людях обнаженными по пояс). А Руммер Уиллис пришла на вечеринку в футболке с изображением голой женской груди, причем молочных желез, для пущего эффекта, было три.
Простые женщины тоже против
У аккаунта движения Free The Nipple 159 тысяч подписчиков в Twitter — соцсети с более мягкой цензурой, чем у Instagram и Facebook.
В Twitter, например, можно найти снимок, где комментаторам предлагается угадать, кому принадлежит изображенная грудь: мужчине или женщине. На этом наглядном примере активистки пытаются объяснить, что данный вид цензуры является дискриминационным по своей сути: ведь никому бы не пришло в голову блокировать фото полноватого мужчины с выдающейся грудью.
Среди подписчиков есть и мужчины, причем они явно пришли не просто поглазеть на женские соски. «Если им нельзя, то и я не покажу свои», — написал этот сочувствующий.
Акции Free The Nipple проходят не только в США. В апреле 2015 года флэшмоб устроили жительницы Исландии, опубликовав в соцсетях фотографии своих обнаженных молочных желез. К акции присоединилась даже Бьорт Олафсдаттир, член исландского парламента от партии Bright Future. Политик опубликовала снимок своего соска, сопроводив подписью: «Это предназначено для кормления детей. Пусть это встряхнет патриархат».
Эпоха стыдливости
В основе протестов активисток Free The Nipple не пустые лозунги, а вполне конкретный исторический бэкграунд. В начале XX столетия демонстрация груди считалась табу как для мужчин, так и для женщин. Даже на пляж нельзя было выходить с голым торсом.
Но в 1930-х группа активистов из числа представителей сильного пола инициировала протесты и добилась права носить купальные костюмы без верха. Хотя поначалу борцов за права мужчин так же арестовывали, как сейчас женщин из движения Free The Nipple, устраивающих офлайн-акции в тех штатах Америки, где женщины топлес в общественных местах пока под запретом.
С 1936 года присутствие мужчин с неприкрытой грудью на пляже и в других общественных местах больше не считается непристойным. Сейчас уже трудно поверить, что когда-то это было не так. С 1992 года женщины-активистки добились для представительниц прекрасного пола аналогичного разрешения в Нью-Йорке и ряде других штатов.