Международный конкурс, который пройдет в мае в столице Австрии, может оказаться самым необычным за всю его 60-летнюю историю.
«Евровидение 2015» приготовило миру сюрприз
Напомним, в 2015 году международный музыкальный конкурс «Евровидение» пройдет с 19 по 23 мая в столице Австрии Вене. Право проведения конкурса заработала для своей страны обладательница, пожалуй, самого необычного и неоднозначного сценического образа Кончита Вурст, победившая на «Евровидении 2014» в Копенгагене.
«Yтро.ru» обратилось к организаторам конкурса - телерадиокомпании Австрии ORF. На вопросы корреспондентов издания о том, почему местом проведения конкурса выбрана именно Вена, как осуществляется подготовка, как относятся к «Евровидению» сами австрийцы и стоит ли ждать от него каких-то сюрпризов, ответил исполнительный продюсер «Евровидения» от ORF Эдгар Бем.
- За право принять у себя «Евровидение 2015» боролись Инсбрук, Вена и Грац. Почему выбрали именно Вену?
- На самом деле, принять у себя «Евровидение» хотели 18 различных городов, но в конечном счете, в финал вышли эти три, которые вы назвали. После этого мы начали интенсивные переговоры с властями этих городов и земель, столицами которых они являются. Мы осмотрели залы, которые были готовы принять конкурс и, руководствуясь набором критериев, о которых я вам еще расскажу, выбрали Вену.
- И что это за критерии?
Самый первый и важный пункт - это расположение Вены с транспортной точки зрения. Город находится в центре Европы, что крайне важно. В нем имеется крупный международный аэропорт, несколько вокзалов и хорошо развитый общественный транспорт.
Второй важный критерий - это гостиничные возможности. Только в Вене имеется достаточное количество гостиниц всех категорий. Надо учитывать, что на конкурс приезжают люди из самых разных стран, в том числе и не очень богатых, которые не могут позволить себе остановиться в пятизвездочных гостиницах. И только Вена, а не Грац и не Инсбрук может обеспечить всех, кто приедет, гостиничными номерами.
Третий критерий - это сам зал, сама площадка проведения конкурса. Важную роль здесь играют не только его размеры и вместимость, но и наличие технических и вспомогательных помещений.
Приезжают много журналистов, по нашим данным, их будет около 1600 человек. Сотни технических работников, которые будут обеспечивать работу как на сцене, так и за сценой. Поэтому единственной возможной площадкой для проведения конкурса оказался культурно-спортивный комплекс «Винер Штадтхалле» (Wiener Stadthalle).
Хотя и он не на все 100% соответствует требованиям конкурса, но тут ничего не поделаешь - никто не строит залы, полностью отвечающие требованиям «Евровидения».
- Что из себя представляет «Винер Штадтхалле»?
- Зал вмещает в себя 16 тысяч посетителей. Также там есть несколько дополнительных залов поменьше, суммарная площадь которых равна площади основного. Плюс ко всему, там есть место и возможность для размещения многочисленных гримерок, бекстейдж. Устройство зала и наличие вспомогательных помещений позволяет в течение нескольких минут перестраивать сцену для выступления нового артиста.
Еще один плюс Штадтхалле - это возможность создать так называемый грин-рум, где артисты находятся после выступления. Это хорошо тем, что уже выступившие исполнители могут смотреть на выступление других артистов. И все это происходит в одном зале, что крайне важно для поддержания хорошего настроения.
- Будет ли у нынешнего конкурса что-нибудь особенное? Если да, то в чем оно будет заключаться?
- Стандартная программа - это выступление артистов из 40 стран с двумя полуфиналами и финалом. Это правила, которые определены Европейским вещательным союзом. Но у нас есть идея - перерывы между выступлениями конкурсантов заполнить выступлениями австрийских артистов.
- ORF уже пообещал зрителям какое-то незабываемое шоу. Что это будет?
- Во второй половине каждого финального дня мы намерены представить зрителям и участникам грандиозную шоу-программу. Мы хотим преподнести гостям Вену и Австрию немного другими по сравнению с тем, какими они известны в мире - классическая музыка, белые лошади и т.п. Мы хотим показать людям Австрию, как современную инновационную открытую страну.
- И в чем это будет выражаться?
- Во-первых, мы хотим, чтобы в программе выступали молодые австрийские артисты со своими шоу. Кроме того, в нее будут включены фильмы о современной Австрии и жизни в этой стране.
Одна из особенностей нашей программы - предварительное представление каждого участника конкурса. Мы начнем с представления его на его родине. Предполагается, что мы встречаем артиста на его родине и сопровождаем во время всей поездки в Австрию. Это будет такой своеобразный видеоряд, где будет показано, что в это время делает человек, с кем он встречается и т.д. По сути, это своеобразная видеопрезентация каждой страны-участницы и каждого артиста или группы.
Например, если кандидат из России будет из Москвы, то наш человек с камерой отправится к нему. Он покажет, как живет кандидат, его окружение и т.п. Потом вместе они прилетят в Австрию, и мы покажем, как он будет встречен здесь у нас.
- В «Евровидении 2015» примет участие представитель Австралии? Как такое может быть? Что вы думаете о его перспективах?
Австралия сама выразила такое желание, чему мы очень обрадовались. В этой далекой стране на протяжении 30 лет ведется прямая трансляция конкурсов «Евровидение», притом огромное количество австралийцев смотрит их с огромным интересом.
По этой причине Австралия уже пару лет изъявляет желание поучаствовать в этом чисто европейском конкурсе. В прошлом году, например, было прямое включение из Сиднея, где показывался публичный просмотр конкурса. Было видно, с каким восторгом люди смотрят на все это. И мы подумали, что поскольку нынешнее Евровидение юбилейное (конкурс отмечает свое 60-летие), то мы можем пригласить на него кого хотим.
Австралийцы с радостью приняли это приглашение. Нас это также очень обрадовало, так как с их представителем у нас получается ровное число стран-участников, а именно 40. Но, хочу заметить, это планируется только как одноразовая акция, связанная с юбилеем.
- Образ прошлогодней победительницы «Евровидения» Кончиты Вурст выглядит, мягко говоря, необычно. О чем это может говорить? Финалистов «Евровидения» начинают оценивать по оригинальности и скандальности образа или все-таки по качеству исполнения?
- Скандальность образа, конечно, не является критерием оценки. Очень многие обсуждали образ бородатой женщины на сцене. Но мы были уверены в высоком качестве ее выступления именно, как исполнителя. Песня была очень хорошей и подходящей. Поэтому мы, как Австрийское телевидение решили, что это лучшее, что мы можем отправить на «Евровидение» в Копенгаген.
- Несмотря на имеющее место непонимание образа, а зачастую и просто его неприятие, во многих странах интерес к самой персоне Кончиты Вурст весьма высок. Вы можете рассказать, что это за человек?
- Где-то в 2007 году 17-летняя Кончита Вурст, еще под своим мужским именем Том Нойверт и без всякой бороды, участвовала в кастинговой программе «Стармания». Тогда еще «он» хорошо пел и занял второе место. И вот три года назад, некая Кончита Вурст, не сообщая, что это тот самый Том Нойвирт, приняла участие в очередном кастинговом шоу, которое называется «Большой шанс». Она уже выступала как женщина с бородой, и мы тогда не смогли узнать в ней Тома Нойвирта.
Она рассказала нам свою якобы биографию, в соответствии с которой ее отец был австрийцем, а мать откуда-то из Боливии. И мы тогда во все это поверили. И вот, выступая на шоу «Большой шанс», она оказалась лучшей исполнительницей. Тогда мы поняли, что это лучший кандидат на роль представителя страны на «Евровидении». И не ошиблись.
- А как сами австрийцы отнеслись к тому, что их страну на «Евровидении» представлял столь необычный участник?
- Первая реакция на наше заявление о том, что Кончита Вурст будет представлять Австрию в Копенгагене, была такой, что многие сочли нас сумасшедшими. Но после того, как она одержала победу, те же люди присылали нам письма с благодарностями, мол, как хорошо, что выбрали именно ее. Одним словом, качество исполнения перевесило все остальное.
- 60 лет назад «Евровидение» задумывалось как событие, направленное на объединение послевоенной Европы. Можно ли сегодня говорить о том, что эта цель достигнута?
- Можно сказать, что да. На первом конкурсе в Лугано выступали представители только 12 стран. Сейчас стран-участников гораздо больше, а трансляция конкурса осуществляется по всему миру, включая Китай, Канаду, Австралию. Так что можно сказать, что сигнал, который исходит из Европы, достигает практически всех точек мира. Можно также сказать, что
«Евровидение» - это самое крупное телевизионное шоу в мире. Последний конкурс в Европе посмотрели 190 миллионов человек.
- Кто обладает правами на трансляцию «Евровидения»?
- Европейский вещательный союз (European Broadcasting Union, EBU).
- То есть европейские страны не платят за эту трансляцию?
- Они платят за участие в конкурсе и в рамках этого участия они приобретают и право на трансляцию.