У спавших, ужинавших и работавших бок о бок с камбоджийцами норвежских блогеров так много впечатлений, что они с трудом подбирают слова для того, чтобы поведать об увиденном. Они приезжали на работу вместе с новыми коллегами в открытых грузовичках, ели червивую рыбу и досыта вкусили бесконечно повторяющейся монотонной работы.
За один день на фабрике в Пномпене Фрида, Анникен и Людвиг заработали девять долларов
Норвежцам предложили попробовать прожить на эти скромные средства. Авторы проекта напомнили им, что «прожить» для местных рабочих, получающих аналогичную зарплату, означает не только поесть, но и оплатить квартиру, электричество, купить кое-какую одежду и, если нужно, воспользоваться услугами врача. Журналистам разрешили заложить в свой бюджет только расходы на питание, и все равно им не удавалось свести концы с концами.
Опубликованные серии набирают миллионы просмотров, заставляя нервничать шведского ретейл-гиганта H&M: концерн спешно открестился от этих мастерских. У каждой уважающей себя демократичной марки сегмента масс-маркет на сайте есть раздел, повествующий об этичности производства. Совершенно непонятно — для кого же тогда шьют одежду на фабриках третьего мира?
Одна из самых странных и грустных историй про «этичность» произошла в 2014 году с ирландской маркой недорогой одежды Primark. В фирменном магазине бренда в Уэльсе покупательница обнаружила на одной из вшитых этикеток приглянувшегося платья крик души: Forced to work exhausting hours, что можно перевести как «Меня заставляют работать до упаду». Женщина сделала вывод, что ярлык был пришит одним из работников фабрики, изготавливающей изделия Primark. Испытав, по ее словам, ужас и чувство вины перед неизвестным портным, покупательница попыталась дозвониться в Primark, но потерпела неудачу. После чего обратилась в местную прессу, где инцидент получил широкое освещение. Лишь после этого в Primark были вынуждены обратить внимание на казус с этикеткой.