«Мне надо было родиться медведицей. Ведь у медведей, в отличие от людей, есть право на спячку». Этими словами, напечатанными 24 октября 1991 года в газете Washington Post, пациентка доктора Нормана Розенталя заставила научный мир признать, что когда дни становятся короче, многие из нас чувствуют себя хуже, передает Хочу.
Традиционно осенью мы грустим, и грусть эта не всегда светлая. Межсезонье бьет по иммунитету, раньше темнеет, из-за облаков солнечного света катастрофически не хватает, особенно учитывая, что еще совсем недавно, его было очень много. Неудивительно, что на смену игривому и томному летнему настроению приходит подавленность, усталость, тоска. Некоторые называют это депрессией, другие – хандрой, хотя это два совершенно разных понятия.
Депрессия – понятие более обширное и родом из «большой» психиатрии. Общественность взяла научный термин в оборот и прикрывается им, испытывая подавленность. Но «душевная усталость» в виде депрессии и хандры – это два разных состояния.
В чем разница. Депрессия – это затяжное нежелание «любить жизнь». Хандра – это кратковременное нерадостное настроение. В хандру нас могут вогнать ссора с начальником, любимым, неудача на дороге, бытовые неурядицы, разговор с родителями и то, что страшная однокурсница в США рожает третьего ребенка. Причиной депрессий стает череда неудач, но видимой причины может и не быть. Человек погружается в непробудное страдание и самобичевание.
Способ отличить. Если человек, пребывая в перманентно грустном настроении, может рассмеяться над неожиданно остроумной шуткой – это хандра. В депрессии смысл шутки даже не доходит к человеку, так как восприятие депрессивного существенно замедляется, как и его физическая активность.