Большинство людей не может вспомнить события своего детства или вспоминает их с большим трудом.
С какого возраста вы реально помните себя?!
Оказывается, это абсолютно нормально. Совсем недавно ученые смогли найти биологические механизмы такого забывания, которое в научных кругах называется «амнезия детства». Хотя дети используют свою память, чтобы получать новую информацию, немногие взрослые могут вспомнить события из своей жизни, которые произошли до того, как им исполнилось три.
Психологи из Университета Эмори смогли показать, что в возрасте семи лет эти ранние воспоминания стираются из памяти. Этот феномен называется «амнезия детства». Журнал Memory опубликовал исследование, в котором ученые беседовали с детьми начиная с трех лет о прошлых событиях из их жизни. Различные подгруппы из этой группы детей были затем протестированы на возможность снова воспроизвести эти воспоминания в возрасте пяти, шести, семи, восьми и девяти лет.
«Наша работа является первой экспериментальной демонстрацией момента начала амнезии детства», – говорит Патрисия Бауэр, психолог и глава исследования. «Мы записывали воспоминания детей, а затем следовали за ними в их будущее, чтобы обнаружить тот момент, когда они забудут все это». Эта работа нацелена на изучение того, как автобиографическая память меняется в течение детства и юношеского возраста. «Понимание того, как развивается автобиографическая память, невероятно важно для понимания человеком себя и своей психики», – отмечает Бауэр. – «То, как вы помните себя в прошлом – это то, как вы понимаете, кто вы есть сегодня».
Ученым давно известно на основании бесед с взрослыми людьми, что самые ранние воспоминания начинаются примерно в возрасте трех лет. Зигмунд Фрейд ввел термин «амнезия детства», чтобы описать эту потерю воспоминаний о детских годах. Однако в последние годы получаемые данные говорят о том, что, хотя дети используют память, чтобы учить язык и изучать окружающий их мир, они все еще не имеют завершенной архитектуры нервной ткани, которая необходима, чтобы формировать более сложные формы памяти. Вместо того чтобы полагаться на интервью со взрослыми людьми, как это было сделано в предыдущих исследованиях амнезии детства, ученые из Университета Эмори хотели изучить формирование ранней автобиографической памяти, а также понять, в каком возрасте все это забывается.
Эксперимент начался с записи разговоров с 83 детьми в возрасте трех лет, во время которых их мамы или папы спрашивали их о шести событиях, которые случились в жизни этих детей в течение нескольких последних месяцев, таких как поход в зоопарк или вечеринка в честь дня рождения. «Мы попросили родителей говорить с детьми так, как они это обычно делают», – говорит Бауэр. Она приводит пример: «Мама может спросить: «Помнишь, когда мы пошли в кафе на твой день рождения?». Она добавит: «Ты ел пиццу, да?». Ребенок может начать вспоминать детали о походе в кафе или же сменить тему разговора, сказав что-то вроде: «Зоопарк!»».
После записи этих базовых воспоминаний, ученые поговорили с детьми через несколько лет и попросили их вспомнить события, которые они обсуждали в трехлетнем возрасте. В то время как дети 5-7 лет могли вспомнить от 63 до 72% событий, те дети, которым было 8-9 лет, вспоминали лишь около 35%. «Одним из неожиданных результатов было то, что хотя пяти- и шестилетние дети помнили больший процент событий, их рассказы о них были менее полными», – рассказывает Бауэр. «Дети постарше вспоминали меньше событий, однако гораздо более детально».
Причиной этого явления может быть то, что воспоминания, которые хранятся дольше, имеют больше связанных с ними деталей, а более развитые навыки владения языком дают ребенку старшего возраста возможность лучше разрабатывать свою память и закреплять воспоминания.
«Дети быстрее забывают события, нежели взрослые, потому что у них еще не в полной мере развиты неврологические процессы, необходимые для того, чтобы собрать воедино все кусочки информации, которые в комплексе составляют автобиографическую память», – объясняет Бауэр. Она использует аналогию с пастой, чтобы объяснить разницу между памятью ребенка и взрослого. «Воспоминания как паста орзо», – говорит она, имея в виду макароны размером с рисовые зерна, – «небольшие кусочки для запоминания».
Мозг маленького ребенка похож на дуршлаг с большими отверстиями, который пытается сохранить эти маленькие кусочки памяти. «Взрослые же используют не дуршлаг, а мелкую сеть, чтобы сохранить воспоминания», – добавляет Бауэр. Сейчас Бауэр хочет внимательно изучить возраст, в котором человек получает систему памяти взрослого человека, она считает, что это происходит где-то между 9 годами и поступлением в колледж. Она добавляет: «Мы хотим знать больше о том периоде, когда «дуршлаг» меняется на «мелкую сеть». Между 9 и 18 годами лежит огромный «необитаемый остров» для наших знаний о том, как формируется память».