Накануне Дня матери, который отмечается в России 24 ноября, портал "СтарХит" навестил мам, испытавших боль потери.
Мама Андрея Панина и еще три мамы, пережившие своих детей
Мама Андрея Панина
Двухэтажный дом из красного кирпича в подмосковных Бронницах. Низкий забор, открытая калитка. Впрочем, последние восемь месяцев соседи проходят мимо – стараются не надоедать родителям Андрея Панина. Стучусь, дверь открывает Владимир Алексеевич, отец актера. Он одет по-домашнему: треники, рубашка с закатанными рукавами. Руки испачканы – что-то ремонтировал в доме. Знаменитый сын был так похож на отца, что кажется, передо мной Андрей в возрастной роли…
Владимир Алексеевич приглашает в дом. Из прихожей сразу попадаем на кухню. Вдоль стен – старая мебель, раковина. Посередине – прямоугольный стол, на котором ваза с фруктами и сахарница. «Садись, Анна Георгиевна сейчас подойдет», – редлагает хозяин. 78-летняя мама Андрея Панина первым делом спрашивает: «Голодна?» «Нет, – отвечаю, – спасибо». Но она уже ставит передо мной тарелку окрошки и сразу еще одну – с жареной рыбой. На десерт кусок домашнего пирога с вишней и кофе.
– Андрюша любил вкусно поесть, – вспоминает она. – С порога кричит: «Мать, ужин подавай». Усядется за этот стол. Я ему кладу пюре с котлетами. Он пюре отодвигает и накладывает гору котлет...
Из кухни виден просторный зал: повсюду на стенах, в рамке на столе и за стеклом в шкафу фото Андрея Панина – портреты и кадры из фильмов.
На стене, над диваном, фото молодых Анны Георгиевны и Владимира Алексеевича: они одногодки, учителя физики. Когда вышли на пенсию, сын стал уговаривать перебраться из Кемерова к нему поближе. В 2000 году они решились – продали четырехкомнатную квартиру и вместе с младшей дочерью Ниной переехали в Подмосковье, сын добавил недостающее на покупку дома. И как бы ни был занят, находил время заглянуть. Помогал выкапывать картошку, жарил во дворе шашлыки. За домом они с отцом поставили баню.
– Андрюша любил парилку, считал, что дом без бани – не дом! – продолжает Анна Георгиевна. – Хотел нас на море свозить, но нам, старикам, уже ничего не надо... Как-то повез меня на «Женитьбу» в МХТ. После спектакля спрашивает: «Мама, понравилось?» Я возьми и скажи: «Как ты, любой сыграет!» Обиделся: «Ничего ты не понимаешь». Вспыльчивый был, но отходчивый. С тех пор возить возил, а мнения не спрашивал.
Последний раз Анна Георгиевна разговаривала с сыном первого марта – за неделю до его смерти. Андрей прилетел с гастролей, позвонил – пообещал, что приедет к празднику. Утром, седьмого марта Анна Георгиевна отправилась на рынок:
– Знакомые навстречу идут, здороваются, но как-то странно на меня смотрят. Вся страна уже знала о гибели Андрея – а мне сообщить боялись. Уже когда домой вернулась, отец сказал. Я в обморок упала…
50-летний Андрей умер в своей московской квартире от потери крови. Родители по сей день не верят в несчастный случай.
– Сын получил в те дни много денег – за фильм про Шерлока Холмса и сериал «Гетеры майора Соколова». А в квартире обнаружили только 60 тысяч, – ищет причину мать актера. – Уже не верится, что мы когда-нибудь узнаем правду...
Они с нетерпением ждут приезда внуков – сыновей Андрея и актрисы Натальи Рогожкиной. Старшему, Саше, – 11 лет, Пете – 5. Спать внуков укладывают в комнате сына на втором этаже. Но днем сидеть в доме их не заставить.
– Носятся по двору, обливают друг друга водой. Оба так на Андрюшу похожи!.. А как старшая внучка Надя живет – не знаем. Первая жена сына увезла ее в Америку. Андрей звонил, а она бросала трубку, не хотела, чтобы он с дочкой общался. Правда, когда погиб, позвонила нам с соболезнованиями…
Смириться с тем, что ее сына больше нет, Анна Георгиевна не может:
– Андрюша родился утром 28 мая 1962 года. Долго не кричал – такой весь в себе. К вечеру муж передал мне узелок. Развернула – а там букет огоньков! Красивые такие, желтые и оранжевые, правда, почти завяли. Я все равно их в вазу поставила. Утром просыпаюсь, а они ожили! Словно знак, что Андрюше суждено было жить...