Двадцатый век вызвал к жизни неведомый прежде типаж — женщину-трудоголика, карьеристку. Откуда они берутся? Трудоголизм – это болезнь?
Трудоголизм — это болезнь?
Давно прошли те времена, когда мужчина бегал по полям и лесам за мамонтом, а женщина сидела в пещере, поддерживала огонь и высекала на камне книгу «Сто блюд из мамонтятины». Прошли времена, когда мужчина гонялся по пустыням и барханам за сарацинами, а женщина сидела у окна, вышивала ему крест на плаще и ждала, когда он вернется, женится на ней и она родит ему двадцать детей. Или не вернется, и ей придется идти в монастырь.
В наши дни женщина сама мамонта на скаку остановит и хобот ему оторвет. Мы этим гордимся, не так ли? Попробуйте зайти на любой женский форум, робко заявить, что хотите не работать, сидеть дома и жить за счет мужчины. А потом запаситесь попкорном и наблюдайте за скандалом, который будет набирать обороты. В лучшем случае вас пожалеют, как убогую клушу. В наиболее вероятном — заклеймят позором, как содержанку. Вам доступно объяснят, что работающая женщина — это нормально, это заслуживает уважения и, вообще, это путь самореализации. Что женщина должна выглядеть, как леди, думать, как мужчина, и вкалывать, как ломовая лошадь. Только кому она должна?
Так или иначе, двадцатый век вызвал к жизни неведомый прежде типаж — женщину-трудоголика, карьеристку.
Сразу оговоримся, что тяжкий труд и в прежние времена часто выпадал на долю женщины. Откройте Некрасова: и коровушку доили, и по воду ходили, и рожь колосистую жали. Но коровушка и рожь — это насущные заботы, жизненная необходимость, залог выживания семьи. Сейчас, чтобы не умереть с голоду, достаточно работать хотя бы уборщицей. Однако женщины рвутся вверх по карьерной лестнице, спят три часа в сутки и годами видят собственных детей только по большим праздникам. Почему? Зачем?
Психологи дают множество объяснений, но сходятся в одном: трудоголизм — это отклонение от нормы, «тревожный звоночек». Трудоголик — не просто человек, загруженный работой. Между сильно занятым работником и трудоголиком такая же пропасть, как между человеком, пьющим шампанское на Новый год, и запойным пьяницей.
Как дошла ты до жизни такой?
Трудоголизм — это болезнь, и как любая другая зависимость, не возникает на пустом месте. Конечно, финансовые проблемы являются одной из самых частых причин, по которым женщина начинает «жить» на работе, постепенно втягиваясь в этот процесс все сильнее и сильнее. Например, она сталкивается с необходимостью устраивать свою жизнь после развода. Однако желанная цель, вроде бы, достигнута: после упорного труда она получает тот достаток, к которому стремилась изначально, но остановиться женщина уже не может. Потому что с ростом возможностей растут и потребности — а на удовлетворение новых потребностей нужны новые деньги, премия, высокие проценты от сделок, новая должность, новая ступень в карьере — и так до бесконечности. Если для мужчин материальный достаток — прежде всего средство личного самоутверждения, то женщина воспринимает все через призму семьи: работа, приносящая доход, — это гарантия безбедного существования ее детей, даже если дети еще только в планах. Особенно остро такой трудоголизм на финансовой почве проявляется, конечно, у женщин, не чувствующих рядом крепкого мужского плеча. Они либо одиноки, либо не могут целиком положиться на своего мужчину. Им проще взвалить все на себя. «Я и лошадь, я и бык…» — грубоватая, но меткая русская поговорка про таких трудоголичек.
Однако бывает и так, что в зависимость от работы попадает женщина, имеющая надежный житейский «тыл» и мужскую поддержку. Однако если присмотреться, у нее легко обнаружить целый букет причин, чтобы пропадать на работе — уже не материального, а чисто психологического свойства.
Возможно, она отчаянно пытается доказать свою состоятельность кому-то — мужчине или родителям. Порой бывает и так, что родителей уже нет на свете, и с мужчиной этим десять лет не виделись, а установка все жива, все работает и гонит женщину на новый виток, и конца этой гонке не предвидится, потому что соревнование идет не с конкретным противником, а с собственным подсознанием. Комплексы — жестокая вещь.
Трудоголизм — это болезнь одиноких…
Одинокие и несчастливые в личной жизни женщины тоже часто заполняют пустоту в душе работой. Этот распространенный вид сублимации еще никто не отменял.
Желание равноправия — тоже мощный стимул. Женщине хочется быть на равных с мужчиной, вызывать его интерес и уважение не только кулинарным искусством. Тем более — вокруг столько успешных бизнес-леди, на чьем фоне так легко потеряться. Вообще, неизвестно еще, что вреднее для женской психики — трудоголизм или стоячее болото, в котором нет возможности самореализоваться, утвердиться. И то и другое чревато депрессиями, срывами и неврозами.
Кстати, о ходящих вокруг бизнес-леди. Конкуренция в женской среде едва ли не острее и беспощаднее, чем в мужской. Женщина с ранних лет усваивает, что ее назначение — постоянно совершенствоваться. Она должна худеть, следить за собой, перекрашивать волосы и учиться ходить на шпильках. Получить высшее образование и хорошую работу. Быть не хуже других. И тогда появится возможность построить счастливую и гармоничную жизнь. В этом плане трудоголизм из конкуренции схож с анорексией. Как правило, все анорексички садятся на первую диету ради того, чтобы быть уверенными в себе и нравиться мужчинам. Но со временем они теряют меру, изначальные установки отходят на второй план и вовсе пропадают. Доводящие себя до истощения женщины могут прекрасно осознавать, что большинство мужчин ходячие скелеты не привлекают. Но это теперь вызывает у них только раздражение: что эти мужчины понимают в женской красоте! Так и с трудоголизмом: счастливая и гармоничная жизнь все откладывается и откладывается, ведь на работе каждый день новые проекты и задания, совсем нет времени. То, что было средством достижения цели, стало самоцелью.
Еще есть такое явление, как «синдром отличницы». Женщина, привыкшая быть самой компетентной и профессиональной, не может позволить себе расслабиться, отпустить себя: она панически боится допустить ошибку, увидеть неодобрение начальства. Она всегда все выполняет блестяще ценой полного погружения в работу. Что интересно, «отличницы» редко делают карьеру и могут годами сидеть на неприметной должности, выполняя в одиночку обязанности половины своего отдела, в этом случае особенно очевидно, что трудоголизм — это болезнь нереализованности.
«Синдром отличницы» имеет самое прямое отношение к патологической зависимости от работы. Эта зависимость часто связана со страхом перед реальной жизнью. Это объяснимо: на работе трудоголик находится в своей стихии, он знает все ходы и выходы, он самый ценный и незаменимый, он контролирует ситуацию. Но стоит ему переступить порог — и он оказывается в настоящем мире, полный контроль над которым в свои руки не взять даже самому лучшему профессионалу.
Не забывайте о том, ради чего вы работаете! Работа вторична. На первом же месте всегда должно стоять счастье и гармония в жизни для вас и ваших близких.