Он отмечает, что ММКФ невольно выбрал фильмом открытия ("Война миров Z") идеальную метафору для описания всего, что творится на главном фестивале страны уже много лет. "Ведь ММКФ в дружной семье фестивалей - типичный зомби", - считает Долин.
"Когда-то давным-давно фестиваль жил и дышал, открывал новые имена для профессионалов, задавал систему координат для зрителей, <...> сейчас сбивает всех с толку и заражает своей повышенной, лихорадочной, нездоровой и временами агрессивной энергией, за которой подчас обнаруживается пугающая пустота", - так критик оценивает конкурсную программу кинофестиваля.
Между тем, как отмечает Долин, парадокс фестиваля в том, что "благодаря бессмысленному состязанию никому не интересных режиссеров в соседних залах того же кинотеатра покажут еще три с половиной сотни фильмов", которые московский зритель иначе бы и не увидел.
Речь идет о ретроспективе Бертолуччи, португальской программе, таких фильмах, как "Вечное возвращение" Киры Муратовой и авангардный иранский "Жиротряс", а также о программе французской синематеки, "золотых хитах" студии XXth Century Fox, лучших фильмах чешской "новой волны" 1960-х, документальном конкурсе и других.
Долин не единственный указывает на откровенную слабость конкурсной программы. " Совсем немногие фильмы удается досмотреть до конца без раздражения. Откровенно слабых картин в конкурсе очень много, что для фестиваля класса "А" весьма нехарактерно", - пишет кинокритик ИТАР-ТАСС Людмила Филоненко.
Так, например, по ее словам, Spaghetti story Чиро де Каро, на которую многие возлагали свои надежды, оказалась весьма заурядной и шумной кинолентой с очень плохим монтажом. "Ливанские эмоции" можно смотреть только за виды красивой природы, а "Портовые ребята" Альберто Мораиса, который два года назад на ММКФ получил главный приз - просто ни о чем, считает критик.