Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст и член Совета Федерации Сергей Лисовский оказались втянуты в скандал, разразившийся после публикации в четверг давнего интервью, в котором Эрнст "не под запись" якобы обвинил Лисовского в причастности к убийству в 1995 году журналиста Владислава Листьева. Если верить публикатору интервью, Эрнст назвал Лисовского заказчиком убийства.
Константин Эрнст рассказал, кто убил Владислава Листьева
"Я этого не говорил ни в микрофон, ни при выключенном микрофоне, я этого не говорил вообще. Это провокация против меня", - заявил Эрнст в эфире "Эха Москвы". Лисовский журналистам этой же радиостанции ответил следующее: "Послушайте, давайте так: глупость комментировать бесполезно, так что звоните куда-то в другое место. Хорошо?"
Обнародовавший интервью журналист Евгений Левкович, который изначально выложил его текст в своем блоге на сайте проекта "Сноб", продолжает настаивать, что подобную фразу из уст Эрнста слышал. "Я могу со стопроцентной уверенностью сказать, что эту фразу Эрнст произнес в присутствии не только меня, но и в присутствии двух моих коллег, которые, надеюсь, это подтвердят", - сказал Левкович телеканалу "Дождь". "Я не могу утверждать, что Лисовский является заказчиком убийства Листьева. Я могу утверждать, что Эрнст произнес эту фразу", - пояснил он.
Расшифровка интервью, записанного на диктофон, появилась в блоге журналиста на сайте "Сноба" утром 4 апреля, но вскоре была закрыта для незарегистрированных пользователей. При этом какое-то время она оставалась доступной в кэше поисковиков. То ли из этих архивных источников, то ли успев прочесть оригинал в блоге Левковича, многие российские интернет-издания процитировали высказывания главы Первого канала. Так, "Слон" приводит отрывок из интервью.
- Я знаю, кто убил Влада.
- Почему тогда молчите?
- У меня нет доказательств этого.
- И их невозможно найти?
- На данный момент уже нет.
- Этот человек жив?
- Смотря о ком вы… Людей, которые исполняли, - я не знаю. Я знаю, кто сделал… (заказ. - Левкович). Да, этот человек жив.
- И он в России сейчас?
- Да.
- То есть это не Березовский, которого привыкли во всем обвинять?
- Я сильно не люблю Бориса Абрамовича Березовского, но он к смерти Влада Листьева не имеет никакого отношения… Выключите диктофон.
Прерывание записи. В момент паузы Эрнст говорит о том, что Листьева заказал известный бизнесмен Сергей Лисовский. Запись возобновляется.
"Это неэтично - писать фразы, взятые не под запись. Все остальное в порядке"
Как рассказал сам Левкович во вступительном слове к опубликованному интервью, Эрнст в тот момент попросил выключить диктофон. Это было сделано, но заявление главы Первого канала журналист все же решил опубликовать "Я все же осмелюсь передать от себя - потому что считаю это своим долгом. Как говорится, "информация может иметь важное общественное значение", - объяснил Левкович.
Он также разъяснил причины появления интервью в блоге. По словам журналиста, он делал его какое-то время назад по заказу другого издания. Прислав Эрнсту печатный материал на его основе, получил отказ: "Запретил сам Эрнст - отчасти по моей вине, поскольку я выслал ему несколько фривольную интерпретацию разговора".
Что касается закрытия доступа к публикации в блоге "Сноба", журналист это прокомментировал в своем Facebook: "По поводу интервью Эрнста. Закрыли на Snob.ru пока мой аккаунт из-за срача с Первым каналом. Никаких 100 евро не платите, это выскакивает только потому, что запись спрятали для членов клуба. Если это не прекратится, я выложу все сюда и в ЖЖ. Нет никакой разводки. Диктофонная запись у меня на руках".
Главный редактор журнала "Сноб" Николай Усков объяснил ситуацию несколько иначе: "Мы узнали, что интеллектуальные права на это интервью принадлежат журналу Rolling Stone, который изначально давал задание Евгению Левковичу (ранее он работал в этом издании - прим. NEWSru.com). Да, он писал, что интервью в итоге не взяли, но есть такой момент: все, что делается по заданию редакции, принадлежит ей... Мы интервью не заказывали и не публиковали, Евгений это сделал сам. Пока мы не разберемся в ситуации, мы решили ограничить доступ", - заявил Усков "Коммерсант FM".
Он также отметил, что часть про убийство Листьева удалена была сразу: "Это неэтично — писать фразы, взятые не под запись, тот же Первый канал может предъявить нам иск. Все остальное интервью сделано под запись, там все в порядке, претензий нет".
Вскоре редакция проекта "Сноб" выпустила заявление, где указала, что временно закрыла текст интервью и запросила у Левковича аудиозапись беседы, чтобы выяснить вопрос об авторских правах на этот материал.
Отрывки из интервью. О цензуре и госзаказе
"Коммерсант Online" приводит ряд других интересных цитат из интервью, например, о политике Первого канала и цензуре. Эти высказывания гендиректор Первого канала не комментировал.
"Сама новость уже является субъективным фактором: это то, что продюсеры основных мировых телевизионных каналов выбрали себе новостью… То, что новости Первого канала являются новостями государства Россия - это безусловно. Они точно не новости Соединенных Штатов Америки, Грузии или Украины. Государственническая интонация у нас существует, и было бы странно, если бы ее не было", - пояснил Эрнст идеологическую направленность своего канала.
Он, впрочем, настаивал, что это его собственная идеология и понимание того, что такое хорошо, а не "заказ". "Склонность граждан в целом, а журналистов - в особенности, к конспирологическим теориям непреодолима. Мой любимый Ежи Лец говорил: "В действительности все совсем не так, как на самом деле"… Мнение о том, что я сутками сижу у телефона и получаю заказы, сообщаю их в новости и в другие программы - это абсолютная неправда. Это детское представление о том, как все устроено… Есть моя редакторская цензура", - сказал Эрнст.
Он привел пример: на канале есть Владимир Познер, который, как известно, нередко говорит что-то околооппозиционное. Заметим, что сам Познер в своих интервью опосредованно подтверждает слова Эрнста о том, что единственная цензура на канале - это он: "Он мог (вырезать "Госдуру" - прим. NEWSru.com), но больше никто не мог".