«Оскар-2013» оказался предсказуем. Оптимистическое, качественное, жанровое, профессиональное, пустое внутри кино в последние годы неизменно выигрывает у сложного, умного и неоднозначного.
Дмитрий Быков: "Оскар-2013" и талантливая художественная провокация
Когда-то политкорректно-танцевальный, красиво стилизованный, изобретательный «Миллионер из трущоб» победил затянутую, но умную и трогательную «Загадочную историю Бенджамина Баттона» – самый неровный и все-таки самый человечный фильм Финчера, пишет Собеседник.
Сейчас «Операция «Арго» обошла и «Линкольна», и «Джанго освобожденного». Я, как и весь мой нынешний школьный выпуск, болел за «Джанго» – потому что талантливая художественная провокация нынче редкость, а Тарантино снял кино куда более рискованное, чем «Ублюдки». Так прямо сказать, что в настоящей борьбе за права черных белым нечего делать, потому что нервы у них не те, да еще и добавить, что главными врагами черных являются сами черные, – это не у каждого получится.
Если кому-то не нравится Тарантино – пожалуйста, вот вам Бигелоу с «Целью номер один», вот Спилберг, снявший по крайней мере умное кино. Но наградили – причем руками Мишель Обамы – именно «Операцию «Арго», лихую и совершенно пустую. С покусываниями верховной бюрократии, милыми шутками и – да простит меня Бен Аффлек – трогательной советскостью. Это кино Такое, Как Надо – и в этом смысле неинтересное.
Вот почему никто и не подумал бы награждать его за режиссуру – тут Энг Ли победил вполне заслуженно, доказав вдобавок, что 3D-технология годится не только для аттракционов. «Жизнь Пи» – славное кино не без провокации, по-азиатски хитрой и упрятанной.
Но обидно мне, вы не поверите, за «Белого тигра» Карена Шахназарова. Да, победил Ханеке, да, «Любовь» – это режиссура очень высокого класса, и нам вроде бы нечего делать на ее фоне. Но «Белый тигр», как раз показанный по телевизору 23 февраля, – совсем неглупое и тоже провокативное кино, и я не стал бы с высокомерием отзываться о Шахназарове.
Да, он руководит «Мосфильмом» и часто поддерживает начальство, но снимает-то он при этом очень жесткие фильмы – вспомним хоть «Палату номер шесть» с таким образом России, что нынешние апологеты самодержавия-православия предпочитают эту картину вовсе не заметить.
«Белый тигр», снятый по хорошему роману Ильи Бояшова, – это предупреждение о войне, которая не кончается, и сделан он расчетливо и точно, хотя и без блеска. Будь эта картина снята чуть современней, цены бы ей не было. Увы, у нас до сих пор работают так, словно не было последних тридцати лет мирового кинематографа, – и сложная история рассказана простыми средствами, советским языком.
И Россия в очередной раз предстала кинематографической провинцией, что, мягко говоря, не совсем так.
А соединение наших умов с их профессионализмом останется, видимо, недосягаемой мечтой – вроде союза западнического интеллекта со славянофильской теплотой.