18 января ушел из жизни актер Евгений Жариков. С картины «Рожденная революцией» начался роман актера с Натальей Гвоздиковой, которая стала его женой. «Антенна» вспоминает их историю любви, которая продлилась до конца его жизни…
Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова: история любви в кино и в жизни
Записи в альбом
До «Рожденной революцией» Евгений и Наталья снимались вместе в фильме «Возле этих окон…». При первой встрече они произвели друг на друга не самое приятное впечатление. Гвоздикова опоздала на репетицию, и Жариков выказал недовольство. А когда после репетиции Наташа, не успевая на общественный транспорт, попросила предоставить ей машину, Женя расценил это как наглость. Но в процессе работы присмотрелись друг к другу. Наташа обратила внимание, что Женя заботливый: когда она во время съемок заболела, он обегал кучу аптек, чтобы достать ей лекарства.
– Тогда между Женей и Наташей была еще только дружба, – рассказывает актриса Нина Ильина, сыгравшая в фильме «Возле этих окон…» официантку Анюту, а в «Рожденной революцией» – проститутку Муську. – Женя был женат на фигуристка Валентине, чудесной женщине, которая его очень сильно любила. Но у них не было детей. Валя была немножко старше, занимала лидерские позиции, и, возможно, Женя до конца не чувствовал себя рядом с ней мужчиной, опорой. Наташа тоже была замужем, причем очень удачно, у нее был прекрасный супруг из респектабельной московской семьи: его мама была директором студии грамзаписи «Мелодия». Наташа все время рассказывала о своей красивой жизни в роскошном доме на Ленинском проспекте, она одевалась в валютном магазине, ее возили на машине. Романа Жени и Наташи ничего не предвещало. Они по-приятельски приходили друг к другу в гости и даже, как рассказывала Валентина, оставляли в альбомах какие-то дружеские надписи. Но, видимо, флюиды между ними уже были. Ведь Женя посоветовал в «Рожденную революцией» Наташу – значит, она ему нравилась.
Долгий поцелуй
Когда Жарикова пригласили на роль милиционера Кондратьева в фильм «Рожденная революцией», съемки которого должны были идти 4 года, он подумал: вот бы и Наташа там снималась!
– На главную женскую роль уже была утверждена актриса, – вспоминает режиссер Григорий Кохан. – Но она была еврейкой, и главный консультант выступил против: ведь героиня по сценарию должна быть дворянкой. Нам позвонили с телевидения и «забраковали» актрису. Начали искать новую. И вот сидим мы с Женей на студии и слышим женский голос в коридоре. «Ой, а это московская актриса Гвоздикова, – говорит Женя. – Какая она талантливая! Если бы вы ее взяли!» Как потом оказалось, они сговорились меня разыграть.
На съемках на Гвоздикову обращали внимание многие мужчины из киногруппы. Но Жариков не сдавался.
– Вечера мы проводили вместе, сидели в ресторане, а потом я шел ее провожать: мы жили в разных гостиницах, – вспоминал актер. – В один из дней довел Наташу до подъезда и понял: я люблю ее и ни за что больше не отпущу от себя. В светлых брюках встал перед ней на колени и объяснился. Она была удивлена и ничего не сказала. Наверное, подумала, что перед ней ненормальный: стоит 40 минут на коленях, вытирает с лица снег и просит руки. В ту ночь мы впервые спали в одной постели, и больше уже не расставались.
Об отношениях влюбленных быстро узнали на площадке.
– Помню, мы снимали сцену с поцелуем, – вспоминает Григорий Кохан. – Уже закончили снимать, а актеры все целуются. Я говорю: «Женя, я уже давно «Стоп!» сказал!» А он говорит: «Григорий Романович, мы любим друг друга по-настоящему».
С поцелуями у Жарикова и Гвоздиковой был целый ритуал. После работы они ехали на вокзал и разыгрывали, будто провожают друг друга. Целовались, а потом шли под руку в гостиницу.
Настоящее венчание
Скрывать свои отношения от супругов Евгений и Наталья не стали. А те не хотели их отпускать и даже просили режиссера вмешаться в ситуацию.
– Разрывать узы было очень тяжело, – рассказывает Нина Ильина. – На съемки приезжала Валентина, ей было плохо, она страдала, мы ее успокаивали. Женя долго не решался на развод. Внутри него шла борьба: он не любил предавать. А потом Наташа куда-то исчезла, он ее к кому-то сильно заревновал, и в результате сделал решительный поступок и подал на развод.
Вскоре влюбленные расписались. К этому шагу их подтолкнула гостиничная проблема: в советское время для того, чтобы жить в одном номере, нужно было иметь штамп в паспорте. На свадьбу в Москву их отпустили на пару дней. Было всего 11 человек – родные Евгения, мама Наташи и ее подруга. В загс и обратно добрались на армейском «газике», которым управлял брат Жарикова, военный.
– Я до сих пор помню, что Наташа надела белое пуховое платье, и она была просто безумно хороша, – вспоминал Жариков.
В фильме у героев Жарикова и Гвоздиковой тоже была свадьба.
– Мы снимали в Печерской Лавре, – говорит режиссер. – Священника играл актер. Но там был и настоящий. Когда съемки закончились, все пошли отдыхать, а Женя с Наташей остались. Я обратил внимание, что они вышли из церкви с кольцами. И только спустя время они рассказали мне, что заранее договорились со священником, чтобы он их благословил и повенчал по-настоящему.
Режиссер просил молодых не спешить с ребенком - надо фильм доснять. За Гвоздиковой по пятам ходил второй режиссер, смотрел, не пополнела ли она, и интересовался, почему она такая бледная – не тошнит ли? К середине съемок актриса действительно забеременела. Долгое время об этом знала лишь костюмерша. Ей приходилось незаметно пришивать к костюму героини новые рюшки, которые создавали объем и прятали животик. Но в конце концов режиссер узнал о беременности актрисы.
– Смотрю как-то – а у Наташи животик, – вспоминает режиссер. – И стали снимать ее только крупными планами. Я решил убить ее героиню в 8-й серии, хотя по сценарию она погибала в последней.
– Ребенка они оба сильно хотели, Наташа очень оберегала эту беременность, – вспоминает Нина Ильина. – Когда родился Федя, все разговоры (мы встречались на разных мероприятиях) были только о нем. Это была замечательная семья, которая любила свою домашнюю жизнь, любила лес, грибы, рыбалку.
Жареные гвоздики
Именно на «Рожденной революцией» родилась фраза, которая приклеилась к актерской паре на долгие годы. Когда Евгений и Наталья получали зарплату, кассирша, увидев их в очереди, кричала: «А-а, жареные гвоздики! Проходите к окошку!» Долгое время «жареные гвоздики» казались идеалом семейной пары.
– Женя был красивый, элегантный, улыбчивый, открытый, притягивающий к себе, – рассказывает Нина Ильина. – Я видела, как его соблазняли другие женщины. И при этом он как молитву повторял Наташино имя: просто сам себя зомбировал, чтобы не посмотреть ни направо, ни налево. Даже у сильных женщин не получалось его «урвать». И вдруг эта история…
В начале 2000-х выяснилось, что у актера есть двое внебрачных детей от журналистки Татьяны Секридовой. Но это не разрушило семью актеров. Жариков не ушел от жены, и она была рядом с ним до конца.
Досье
родился: 26 февраля 1941 г. в Москве
образование: ВГИК
карьера: сыграл около 70 ролей, в том числе в фильмах «Три плюс два», «Рожденная революцией», «Не может быть!», «Барышня-крестьянка», «Однажды будет любовь». С 1988 по 2000 г. – президент Гильдии актеров советского кино (с 1991 г. – кино России).
семья: первая жена Валентина Зотова, фигуристка. Вторая жена Наталья Гвоздикова, актриса. Сын Федор (35 лет), окончил иняз. Внебрачные дети Сережа (16) и Катя (14) от журналистки Татьяны Секридовой.
умер: 18 января 2012 г. от рака