/nginx/o/2011/05/11/577602t1hf366.jpg)
«Антенна» выяснила, в чем слукавили создатели фильма о легендарном выдумщике.
· Олег Янковский, сыгравший Мюнхгаузена, был моложе своего героя на 24 года. По этой причине худсовет долго не утверждал его кандидатуру. Кроме того, автор сценария Григорий Горин отмечал, что барон в исполнении Олега Янковского разговаривает с саратовским акцентом и с трудом произносит фразы, привычные для аристократии. «Называя супругу баронессу Якобину фон Дуттен-Мюнхгаузен, он проглатывал гласные, отчего она в его устах именовалась Якобы... биной... б-р-нессй фнддттн...», – говорил драматург.
· Настоящий Мюнхгаузен жил в немецком городе Боденвердер под Ганновером. Он находился на территории капиталистической ФРГ, а туда советские кинематографисты поехать не могли. Поэтому барона «переселили» в дружественную ГДР. Город Вернигерод, который выбрали для съемок, походил на родные места Мюнхгаузена по архитектурному облику и практически не пострадал во время войны. Правда, и с выездом в соцстрану возникли проблемы: власти долго не выпускали актера Семена Фараду, считая его неблагонадежным. Сейчас замок Вернигерода значится в маршрутах для русских туристов как место съемок «Того самого Мюнхгаузена».
· Елена Коренева, сыгравшая возлюбленную барона, Марту, снималась в парике. Под ним прятали прическу «ежик», которую актриса носила по моде того времени.
· В сцене разговора Мюнхгаузена с охотниками вместе с Олегом Янковским и Юрием Катиным-Ярцевым снимались немецкие актеры, которых потом озвучили русские. Если приглядеться, можно заметить, что их артикуляция не совпадает с текстом.
· Оленя с вишневым деревом на голове, который выходит из леса в подтверждение слов Мюнхгаузена, изобразить оказалось непросто. «Когда мы пришли в зоопарк снимать зверя, оказалось, что олени в то время как раз сбрасывали рога, поэтому крепить дерево было не к чему, – рассказывает оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович. – Пробовали снимать чучело, но у него были пустые глаза. Тогда прибегли к комбинированной съемке. На зообазе студии «Центрнаучфильм» нашли марала, которого можно было выдать за оленя, задекорировали решетку вольера под лес, положили дерн. Выпустили марала, а он вместо того, чтобы пройти перед камерой, начал кататься по земле. Тогда мы решили попробовать приманить марала лакомством. Сработало. Он прошел за ним по нужному маршруту. Затем мы взяли на биостанции МГУ ствол вишни и прикрепили к нему искусственные цветы. Наш знакомый балетмейстер из Театра оперетты, внимательно изучив проход марала, повторил его движения с деревом на голове. После чего дерево вырезали и совместили с «олен.
Комбинированная съемка использована и в сцене проезда Марты и баронессы Якобины в карете. «Снимали этот эпизод в павильоне «Мосфильма», и в окно кареты нужно было поместить городской немецкий пейзаж, – рассказывает Всеволод Якубович. – Оказалось, что кадры, снятые в Германии, не подходят: камера была поставлена на высокий штатив, и окна кареты оказались на уровне второго этажа. Пришлось сильно увеличить изображение и использовать только нижнюю часть кадра».
· В фильме есть ряд исторических неточностей. Например, Великобритания признает независимость США в 1779 году, хотя на самом деле это произошло в 1783-м.
· На экране появляются современные предметы. В сцене, где пастор молится под окном, на экране видна электрическая розетка. А в эпизоде, когда Мюнхгаузен, снова признанный бароном, поднимается в комнату на второй этаж, в кадр попали женщина в современной одежде и рука с прожектором.
Зверье мое
– В фильме есть сцена: слуга Мюнхгаузена смотрит в подзорную трубу и, когда видит подлетающих уток, дает барону знак, – рассказывает оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович. – Тот стреляет в дымоход, и из камина выпадает жареная утка. По задумке слуга должен был увидеть в трубе уток, летящих на него. Когда мы стали искать в фильмотеках такой пролет, нашли множество кадров, где утки улетают от камеры, а чтобы они летели в другую сторону – ни одного. Пришлось устроить киноохоту на уток и гонять их в сторону камеры. А еще в съемках фильма участвовал медведь – по сюжету он выходил из леса во время герцогской охоты. Чтобы зверь шел в нужном направлении, его приманивали баночкой с килькой – когда по ней стучали, медведь шел на знакомый звук.
Звезда у экрана
– Режиссер Марк Захаров поставил передо мной задачу написать слова к песне о Мюнхгаузене, которую должна будет петь героиня Любови Полищук, – рассказывает поэт Юрий Энтин. – Записала ее Жанна Рождественская. Когда фильм выходил на экран, я сел у телевизора в надежде услышать свою песню, смотрю первую серию, вторую – песни нет, хотя в титрах указана моя фамилия. Потом выяснилось, что песню запретили из-за Полищук, которая в то время по каким-то причинам была в опале на телевидении. Я смирился, не стал включать «Того самого Мюнхгаузена» в свою фильмографию, но через несколько лет песню вернули в фильм.