Ученые математически доказали уникальную роль бабушек в эволюции человечества

Свекровь. Снимок иллюстративный
Свекровь. Снимок иллюстративный Фото: SCANPIX

Американские антропологи доказали существенную роль бабушек в эволюции человека - с помощью математической модели, которая имитировала развитие высших приматов на протяжении 60 тысяч лет. Оказалось, что наличие бабушек в популяции обезьян почти в два раза увеличивает среднюю продолжительность их жизни и помогает им социализироваться. Научная статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

У обезьян, в отличие от людей, особи женского пола после прекращения периода фертильности становятся дряхлыми и вскоре умирают. Согласно "гипотезе бабушки", долгая жизнь женщины после менопаузы объясняется тем, что бабушка помогает своим дочерям выращивать их детей, чем увеличивает вероятность сохранения и передачи своих генов. Эта теория находит подтверждение в племенах африканцев, живущих в условиях первобытно-общинного строя, пишет Newsru.com.

Группа антропологов под руководством Кирстен Хоукс из университета штата Юта в Солт-Лейк-Сити (США) решила проверить эту теорию с помощью математической модели, в которой описывалась жизнь человекообразных обезьян, подобная жизни современных шимпанзе. Ученые попытались проверить, что произойдет с человекообразными обезьянами, которые ничем не отличаются от современных высших приматов, если в их общество добавить институт бабушек.

Исследователи создали две группы высших приматов - в одну добавили "бабушек", другую оставили без изменений. Средняя продолжительность жизни была типична для горилл и шимпанзе и изначально составляла в обеих группах 28-29 лет. По замыслу ученых, "бабушками" становились самые опытные и пожилые самки, их минимальный возраст равнялся 45 лет, а максимальный - 75. В первом поколении популяции доля бабушек составляла 1 процент от общего числа женских особей. Такие "бабушки" ухаживали за двухлетним ребенком, матерью которого могла быть любая из самок.

Результаты эксперимента впечатлили антропологов: даже небольшое количество "бабушек" в популяции заметно увеличивало продолжительность жизни приматов - в среднем, они начинали жить до 49 лет. Кроме того, число бабушек в "стаях" достигло 43 процента от общего числа женских особей за первые 24 тысячи лет.

Ученые признают, что введение института бабушек кардинально изменило характер эволюции приматов. Наличие "бабушек" позволяло самкам больше размножаться, при этом их первому потомству уже не угрожала опасность, так как за ним следили "бабушки".

Вторая группа обезьян, которые обходились без "бабушек", осталась на прежнем уровне эволюции, продолжительность их жизни не изменилась.

В результате поставленного эксперимента Кирстен Хоукс и ее коллегам удалось показать, что "гипотеза бабушки" справедлива даже для очень абстрактных моделей, в которых отсутствуют характерные признаки человеческих обществ, отмечает РИА "Новости". По словам Хоукс, воспитание в среде бабушек сделало людей более зависимыми друг от друга с социальной точки зрения. Эта особенность повлекла за собой появление целого ряда типично человеческих черт, в том числе большого мозга, потребности образовывать семейные пары, способности к обучению и склонности к кооперации.